10 ноября – Всемирный день науки за мир и развитие

Всемирный день науки за мир и развитие - международный день, который отмечает практически все прогрессивное человечество каждый год 10 ноября. Этот день празднуется для того, чтобы подчеркнуть роль и значение науки, актуальных научных исследований в развитии общества, решении повседневных проблем и потребностей людей.

День науки является отражением реализации культурных прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и других международных документах, он нацелен на обеспечение прав граждан на свободу творчества, познание окружающего мира на основе получения доступа к поиску, использованию и распространению научной информации по всем интересующим граждан аспектам развития общества, государства и личности.

Большую роль в праздновании Всемирного дня науки играет ЮНЕСКО, которой определены задачи по повышению информированности общественности о тенденциях развития научных исследований, международных связях ученых, направленных на мобилизацию усилий людей по использованию науки на благо общества. Введенный 20 лет назад, этот день в 2021 году будет посвящен теме: «Построить сообщества, готовые к изменению климата», которая является весьма актуальной в данное время, поскольку экономические и социальные потрясения, угроза голода и пандемия, связаны с глобальным изменением климата.

Не смотря на то, что наука внесла огромный вклад в прогресс общества, отмечается, что у нее есть и обратная сторона: в результате ее развития наступило загрязнение окружающей среды, увеличилось неравенство людей, созданы виды оружия, представляющие огромную опасность человечеству.

В периоды  кризисов усиливается потребность в глубоких научных исследованиях в сфере различных отраслей науки.

С первых лет независимого развития Республика Узбекистан взялась за невиданные по своей новизне и трудности задачи - формирование правового демократического, социального государства и создание гражданского общества. При реализации этих задач государство столкнулось с необходимостью проведения реформ во всех сферах жизни общества – в социально-экономической, политической, духовно-нравственной сферах, которые потребовали высокого уровня научно-теоретической обеспеченности, прежде всего, со стороны юридической науки.

Для решения проблем, связанных с политическим, экономическим, культурным и духовным развитием страны, юридическая наука, которая призвана перевести на язык права потребности человека, интересы общества и государства, постепенно овладела навыками взаимодействия с практикой, повышения уровня раскрытия и изучения реальных противоречий, возникающих в переходный период.

Достижение высокого уровня в юридической науке потребовало отказа от многих стереотипов, выдвижения новых идей, непредвзятого творческого рассмотрения крупных проблем, которые охватывают как общую теорию государства и права, так и отраслевые юридические дисциплины. Пришло понимание того, что задача юридической науки состоит в определении оптимальной меры правовой регламентации различных областей общественной жизни, отношений между государством и личностью, обществом и гражданином.

Ключевое значение юридической науки определилось при разработке учеными концепции правового государства, основанной не на слепо скопированном правовом механизме зарубежных стран, а на глубоко продуманном сочетании опыта зарубежных стран и национальной государственно-правовой практики. Важное место в данной концепции заняли вопросы главенства Конституции в системе источников права, осуществления контроля за конституционностью всех действующих общеобязательных норм, роли и места международного права, механизма его реализации в национальной правовой системе, обеспечения принципа верховенства закона, создания механизма недопущения подмены положений законов подзаконными актами и др.

Задачи по совершенствованию деятельности государственного аппарата, системы подбора и расстановки кадров в сфере государственной службы потребовали активного участия юридической науки в разработке конституционных принципов государственного управления, создании единой методологической базы для нормотворчества в этой сфере, четкого распределения компетенции между различными государственными органами, разделения функций между законодательной, исполнительной и судебной ветвями государственной власти, повышения уровня законности в их деятельности, формирования оптимальной для данного периода модели участия общественных формирований граждан и непосредственно граждан в государственном управлении.

Юридическая наука внесла свой вклад в разработку организационно-правовых основ гражданского общества в Узбекистане, правового статуса личности и основных институтов гражданского общества, гарантий реализации их прав при взаимодействии с государственными структурами, формирование концепции реализации общественного контроля за деятельностью государственных, в том числе правоохранительных органов.

Важным достижением Республики Узбекистан за годы ее независимого развития является осознание необходимости соблюдения и защиты прав и свобод человека, создания для этого надлежащих правовых и организационных условий. Комплекс общепризнанных принципов и норм международного права в области прав человека воспринят Конституцией Республики Узбекистан, которая закрепляет личные, политические, экономические, социальные права и свободы личности, разработан и введен в действие организационно-правовой механизм в этой области, определены следующие приоритеты: совершенствование правовой базы соблюдения и защиты прав человека; повышение эффективности деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти в сфере обеспечения прав человека и национальных институтов по правам человека; повышение уровня общественного сознания путем правового воспитания граждан, усиления правовой грамотности и правового интеллекта должностных лиц; партнерство и сотрудничество с негосударственными некоммерческими организациями в области соблюдения прав человека; изучение и имплементация международного опыта по правовому, а также организационному обеспечению соблюдения и зашиты прав человека с учетом исторических традиций и обычаев народа Узбекистана.

Следует подчеркнуть, что значительный вклад в создание теоретических основ реформ, внедрение международных стандартов прав человека в законодательство Республики Узбекистан внесли фундаментальные и прикладные исследования ученых-юристов, заложивших научную базу реализации конституционных прав и свобод человека, глубокую проработку организационно-правовых основ деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти в правозащитной области, в т.ч. в области гуманизации системы уголовного наказания, применения института «Хабеас корпус», защиты прав человека на всех этапах административного, уголовного, гражданского и хозяйственного судопроизводства.

Вместе с тем, наблюдается наличие ряда проблем в сфере проведения научных исследований по вопросам прав и свобод человека, к которым можно отнести недостаточный уровень исследований прав человека со стороны государствоведов, отсутствие актуальных общетеоретических и административно- правовых исследований политических прав граждан (права на участие в решении государственных дел, право на обращение в государственные органы и т.д.).

Задачи, поставленные в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах свидетельствуют о том, что существует потребность в высококачественных и добротных научных исследованиях, направленных на разработку теоретических и прикладных аспектов обеспечения прав человека в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

В 2010 г. Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека при поддержке Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане была проведена Международная конференция на тему «Научные исследования в сфере прав и свобод человека: состояние и перспективы», на которой в целях повышения эффективности научных правовых исследований, посвященных изучению проблем прав и свобод человека участники конференции рекомендовали: создать при Центре для координации проведения научных и социологических исследований по вопросам прав и свобод человека, Научно-координационный совет по научным исследованиям по вопросам прав и свобод человека.

В настоящее время Совет играет значительную роль в обсуждении и реализации рекомендаций международных договорных органов по вопросам прав человека, информировании о научных разработках в сфере прав человека, разработке примерного перечня докторских диссертаций по вопросам прав и свобод человека. Советом разработаны предложения по подготовке и принятию законов Республики Узбекистан «О науке» и «О научных сотрудниках», а также принимаются меры по углублению международного сотрудничества в сфере проведения научных исследований по актуальным аспектам прав и свобод человека.

Следует подчеркнуть, что за проведшие годы значительно усилился научный потенциал Национального центра Республики Узбекистан по правам человека, им подготовлены более 40 национальных докладов по правам человека, разработаны научно обоснованные стратегии и концепции по вопросам прав человека, подготовлен ряд законопроектов, направленных на усиление гарантий прав человека, в т.ч. Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека и «Дорожная карта» по ее реализации (22 июня 2020 года), проекты законов «О бесплатной юридической помощи», «Об общественном контроле», «О равенстве и недопущении дискриминации», проведена научная экспертиза около 300 законопроектов, по предложению Центра создана Парламентская комиссия по контролю за соблюдением международным обязательств в области прав человека, учрежден нагрудный знак «За защиту прав человека», организован Научный совет по присуждению ученой степени доктора наук и доктора философии по специальности «Права человека» и т.д..

Следует обратить внимание, что значительный вред развитию науки в последнее время наносит недостоверная и часто лживая информация, размещаемая в сети Интернет, когда по одному и тому же вопросу представляется разная информация, которая снижет уровень доступа людей к научным исследованиям, препятствует гармоничным отношениям науки и общества. Одной из причин такой ситуации, которая характерна для многих стран мира, является отсутствие широкого доступа граждан и специалистов к серьёзным научным изданиям, журналам и другим научным публикациям из-за высокой цены, которая устанавливается научными издательствами, недостатки в организации деятельности по распространению научной литературы.

Представляется важным более активно развивать в Узбекистане, по примеру других стран, празднование Дня науки в школах, лицеях, колледжах, вузах с участием научных деятелей, молодежных и детских общественных организаций, проводить конкурсы и турниры, направленные на углубление знаний детей и молодежи, развитие у них творческих способностей.

 

Фарида БАКАЕВА,

 

начальник отдела анализа и исследований в области прав человека

 Национального центра Республики Узбекистан по правам человека, кандидат юридических наук.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech