ИНФОРМАЦИЯ О заседании Научно-координационного совета при Национальном центре Республики Узбекистан на тему: «Организация общественного наблюдения за ходом выборов в современных условиях»

26 октября 2021 года в Национальном центре Республики Узбекистан по правам человека состоялось очередное заседание Научно-координационного совета при НЦПЧ на тему: «Организация общественного наблюдения за ходом выборов в современных условиях», где приняла участие Уполномоченный по правам человека (омбудсман) Свердловской области Т.Г.Мерзлякова, которая по приглашению председателя Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан З.Низамходжаева посетила Узбекистан в качестве международного наблюдателя за ходом президентских выборов.

Организатором мероприятия выступил Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека. Мероприятие проходило в офлайн-онлайн формате.

Цель заседания – обсуждение роли общественного наблюдения за ходом выборов в современных условиях, изучение опыта деятельности Центра общественного наблюдения за выборами Свердловской области Российской Федерации.

В мероприятии приняли участие первый заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека Акмал Саидов, Уполномоченный по правам человека Свердловской области Российской Федерации Татьяна Мерзлякова, члены Научно-координационного совета при НЦПЧ, представители институтов гражданского общества.

Открыл заседание первый заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека, председатель Научно-координационного Совета Акмал Саидов. В своём приветствии он отметил, о результатах состоявшихся накануне президентских выборов, оценках международных наблюдателей за избирательным процессом.

С основным докладом на заседании НКС выступила Уполномоченный по правам человека Свердловской области, основоположник Центра общественного наблюдения Татьяна Мерзлякова.

Т.Мерзлякова отметила, что «сильно потрясена открытостью и прозрачностью выборов. Гостеприимство и открытость – вот что меня поразило больше всего». По ее словам, «у многих зарубежных наблюдателей, включая и меня, был стереотип, что в восточных странах отсутствует открытость и демократия. Но участие в качестве наблюдатели на парламентских выборах 2019 г., а также на выборах Президента Республики Узбекистан в 2021 г., позволило преодолеть данные стереотипы».

Также она позитивно оценила президентские выборы, в частности, она отметила,  что ее порадовало активное участие в выборах молодежи. По ее мнению, электорат очевидно заинтересован в избрании Президента, который уже сумел многое сделать для страны. На участках, в том числе в Бухаре, на которых она наблюдала за проведением выборов, избиратели выстраивались в очереди.

Более того, Т. Мерзлякова отметила, что «у Узбекистана есть чему учиться». В частности, отметила, что инновацией в Избирательном кодексе Узбекистана перед президентскими выборами стал запрет на производство фотоснимков в кабинках для голосования избирательного бюллетеня, запрет на подкуп избирателей. Это очень важный шаг к прозрачности и чистоте выборов, может быть и поэтому в целом выборы на всей территории страны прошли спокойно, без митингов и пикетов. Она подчеркнула, что этим опытом с председателем ЦИК Российской Федерации Э. Памфиловой.

В своем выступлении на тему: «Важность общественного наблюдения за ходом выборов в современных условиях» Т. Мерзлякова отметила о деятельности Центра общественного наблюдения, который призван содействовать обеспечению легитимности проведения выборов.

Докладчик подчеркнула, что цель общественного наблюдения за выборами – сделать выборы максимально прозрачными и свободными, чтобы ни у кого не возникало сомнений в объективности голосования, равно как и его итогах. По ее мнению, граждане должны чувствовать и знать, что живут в демократическом и правовом обществе.

Т. Мерзлякова отметила, что Центр провел наблюдение за 5 выборами в Свердловской области. Центр тесно сотрудничает с Избирательной комиссией Свердловской области, которая оказывает содействие в деятельности Центра. В Центре развернут call-центр. Наблюдатели имеют возможность работы в мобильном формате – в их распоряжении имеются мобильные центры наблюдения.

Кроме того, наблюдатели Центра имеют доступ к камерам видеонаблюдения, которые установлены на избирательных участках. Использование средств видеонаблюдения дает возможность в режиме реального времени транслировать, что происходит на участках в день голосования. Трансляция идет с 968 камер, установленных на избирательных участках Екатеринбурга. Только в 2-х закрытых участках не установлены видео камеры.

По информации докладчика, Центр активно сотрудничает с Общественной палатой, имеющая свои представительства в районах и городах Свердловской области, которая имеет свыше 12,5 тыс. наблюдателей.

Положительный пример деятельности общественных наблюдателей получил поддержку и в других регионах России и в настоящее время создается во многих субъектах Федерации.

Т. Мерзлякова осветила также проблемы и недостатки, которые были обнаружены общественными наблюдателями Центра в ходе наблюдения за выборами, в частности, подкуп избирателей, сброс дополнительных бюллетеней, нарушения ходе предварительного голосования и др.

При этом она отметила, что в преодолении нарушений, связанных с повторным голосованием, определенную роль сыграли КОИБы - электронные устройства для подсчёта голосов избирателей на выборах в России.

Справочно: Для голосования при помощи КОИБ используются бумажные бюллетени, которые сканируются и распознаются прибором, производящим подсчёт. В широком смысле, КОИБ представляет собой целый аппаратно-программный комплекс, в функции которого входит не только подсчёт голосов, но и автоматизированное выполнение прочих стандартных процедур, предусмотренных избирательным законодательством. 

В этом контексте Т. Мерзлякова отметила, что в избирательном законодательстве Узбекистана отсутствует норма об обязательном наблюдении за домашними выборами, которую, по ее мнению, следует внести в законодательство.

Обсуждая роль институтов гражданского общества в качестве главных акторов демократических процессов, Т. Мерзлякова информировала, что по ее инициативе в статью 114 Конституции Российской Федерации внесена поправка, касательно гражданского общества. Она отметила, что, хотя в РФ идет активный процесс развития гражданского общества, в законах РФ отсутствует «понятие институтов гражданского общества», данное понятие имеется лишь в нескольких Указах Президента РФ.

В своем докладе она кратко рассказала о деятельности Уполномоченного по правам человека (Омбудсман) Российской Федерации, отметила, что в Уполномоченный по правам человека Свердловской области часто обращаются женщины-мигранты из Узбекистана, чьи права и интересы она защищает.

В завершении Т.Мерзлякова отметила, что Уполномоченный по правам человека Свердловской области тесно сотрудничает с Генеральным консульством Свердловской области по вопросам защиты прав и интересов мигрантов, а особенно женщин мигрантов.

На заседании НКС приняли активное участие профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, представители академических учреждений и гражданского общества.

Они затронули вопросы о правах и обязанностях представителей СМИ в процессе выборов, о нарушениях со стороны журналистов, блогеров, об электронном голосовании, внедрении цифровых технологий в избирательный процесс и т.д.

 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech