Избирательное законодательство Нового Узбекистана в фокусе внимания СМИ Пакистана

На веб-сайтах ведущих пакистанских изданий «The Daily Ittehad» и «Pakistan Economic Net» опубликована статья первого заместителя спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Акмала Саидова под заголовком «Три волны» развития избирательного законодательства Нового Узбекистана», сообщает корреспондент ИА «Дунё».

В статье сообщается, что «Вторая волна» демократизации избирательного законодательства и системы страны связана с внесением в феврале 2021 года соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты Узбекистана. При этом особое внимание уделялось решению, в частности, следующих приоритетных задач:

Во-первых, обеспечение активного участия в выборах всех граждан, реализации их избирательных прав независимо от мест нахождения и временного проживания.

Отмечается, что впервые законодательно закреплен порядок включения граждан Узбекистана, проживающих за рубежом, в список избирателей, независимо от их консульского учета в дипломатических представительствах, а также правовые основания для голосования в переносных избирательных урнах по месту жительства или работы избирателей за рубежом.

Во-вторых, дальнейшее укрепление независимости всей системы организаторов выборов – избирательных комиссий всех уровней во главе с ЦИК, что является необходимым и важнейшим условием демократичности выборов.

В этих целях законодательно закреплен статус членов ЦИК и избирательных комиссий, исключены несвойственные для организаторов выборов задачи избирательных комиссий по организации встреч кандидатов с избирателями; оптимизирована система избирательных комиссий – упразднен институт окружных избирательных комиссий, проводящих выборы в районные (городские) Кенгаши. В результате оптимизации, упраздняются 5739 ненужных окружных избирательных комиссий, освобождается значительные человеческие ресурсы (более 54000 человек), говорится в статье.

Тем самым созданы все правовые условия для независимости избирательных комиссий от всех органов государственной власти. Сегодня организационно-правовой уровень проведения выборов, легитимность их результатов, в основном зависит от того, насколько точно все субъекты избирательного процесса следуют положениям законодательства.

В-третьих, создание более благоприятных правовых условий политическим партиям для проведения агитации, организации общепартийных выборных мероприятий, в том числе массовых, по проведению избирательной кампании.

Подчеркивается, что на основе глубокого изучения национального, зарубежного и международного опыта обеспечения демократичности, справедливости и честности выборов, конституционные сроки выборов в Узбекистане перенесены с первого воскресенья третьей декады декабря – на первое воскресенье третьей декады октября в год истечения конституционного срока их полномочий.

В-четвертых, недопущение использования государственных ресурсов во время избирательной кампании.

Констатируется, что миссии наблюдателей за выборами БДИПЧ ОБСЕ в различных государствах-членах в качестве приоритетных рекомендаций в своих итоговых докладах (например, на президентских выборах в Грузии в 2018 году) указывают необходимость «создания механизма для недопущения и/или эффективного и своевременного рассмотрения жалоб на злоупотребление административным ресурсом». С учётом национального и зарубежного опыта в Узбекистане тоже законодательно закреплен запрет агитации государственным служащим (если он не является доверенным лицом), а также военнослужащим, сотрудникам религиозных организаций, судьям. Это является ещё одним важнейшим шагом на пути обеспечения беспристрастности, законности и справедливости выборов.

Среди важнейших новелл «второй волны» - приведение законодательства о политических партиях и их финансировании в соответствие с Избирательным кодексом, установление порядка государственного финансирования президентских и парламентских выборов, выборов в местные органы представительной власти, снижение сроков обжалования решений избирательных комиссий с 10 до 5 дней.

Самое главное – «вторая волна» демократизации избирательной системы и законодательства страны способствует более полной реализации конституционных избирательных прав граждан, расширению их участия в выборах, служит основой для проведения демократических выборов, заключают пакистанские издания.

Источник: ИА "Дунё"

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech