Избирательные права лиц с инвалидностью: равные возможности

В настоящее время в мире проживает около 1 миллиарда людей с ограниченными возможностями. В нашей стране их более 760 тысяч. Избирательное законодательство и практика по реализации прав людей с ограниченными возможностями в различных странах имеет свои особенности.

Анализ показывает, что во всех странах мира наблюдается тенденция к совершенствованию избирательного законодательства. Принципы всеобщего и равного избирательного права, содержащиеся в параграфе 7.3 Копенгагенского документа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 1990 года, а также Конвенция ООН о правах инвалидов, обеспечивают соответствующие условия, чтобы лица с инвалидностью могли осуществлять свое право голоса.

 В частности, это обязательство отражено в статье 29 Конвенции о правах инвалидов, предусматривающее обеспечение эффективного избирательного права для лиц с ограниченными возможностями.

Так например, преддверии парламентских выборов 2008 года в Испании были внесены изменения в избирательное законодательство, чтобы гарантировать людям с ограниченными возможностями возможность голосовать и обеспечить их анонимность.

 В Италии для избирателей с ограниченными возможностями оборудованы специальные кабины для голосования. Избирателям, которые не смогли прийти на избирательный участок лично по состоянию здоровья или физическим недостаткам, предоставляется ​​возможность проголосовать дома.

 В Латвии законодательство также разрешает организацию и проведение голосования вне избирательного участка, то есть дома, для избирателей с ограниченными возможностями.

После ратификации в 2021 году Узбекистаном Конвенции о правах инвалидов первостепенной задачей стало создание максимально комфортных условий для уязвимых граждан.

В соответствии со статьей 14 Конституции Республики Узбекистан государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества. Именно социальная защищенность граждан выступает одним из основных критериев цивилизованности государства.

Одним из приоритетных направлений государственной политики Узбекистана в области защиты лицам с инвалидностью является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, политических, экономических, и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Республики Узбекистан международного права, и международными договорами Республики Узбекистан.

В основе защиты прав лиц с  инвалидостью в политической, социально-экономической и культурной сферах жизни общества лежит принцип недискриминации человека независимо от каких-либо обстоятельств, в т.ч. в связи с инвалидностью. Принцип недискриминации и равенства, прав и свобод граждан закреплен в ст. 18 Конституции Республики Узбекистан, которая гласит: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.

В этих целях в 2020 году принят Закон «О правах лиц с инвалидностью», регламентирующий комплекс как социально значимых мер поддержки граждан с особыми потребностями, так и гарантирующий полноценное, недискриминационное участие их в политической жизни страны.

Закон «О правах лиц с инвалидностью» обозначил основные принципы обеспечения прав лиц с инвалидностью, в том числе принципы запрета и недопущения дискриминации по признаку инвалидности, основные направления государственной политики в области защиты прав лиц с инвалидностью. Принятие данного закона позволило кардинально изменить подходы к решению проблем, связанных с инвалидностью.

Согласно Конституции Республики Узбекистан, в выборах не имеют право голосовать признанные только судом недееспособные лица. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.

Как показывают результаты анализа законодательства государств-членов ООН, 6 государств ограничивают избирательное право для лиц с умственными отклонениями. В этих государствах ограничение избирательного права применяется без каких-либо различий. В 56 государствах запрет на осуществление лицами с умственными отклонениями избирательного права устанавливается национальными судами.

В 9 государствах избирательное право ограничено на основании положений о психическом здоровье, запрет на осуществление данного права распространяется на лица, помещенные в психиатрические учреждения.

Сравнительный анализ показывает, что, в отличие от других стран, статьи 31, 49 и 50 Избирательного кодекса Республики Узбекистан содержат четкие правовые нормы для избирателей с ограниченными возможностями, которые предусматривают создание условий для эффективного осуществления избирательного права лицами с ограниченными возможностями.

 Например, согласно статье 31 Избирательного кодекса бюллетени могут быть подготовлены шрифтом Брайля. Согласно статье 50 кабины для тайного голосования, специально оборудованные для лиц с ограниченными возможностями, должны быть светлыми и просторными, иметь отдельные входы и выходы, а также иметь наклонные тротуары для лиц с ограниченными возможностями.

 В соответствии со статьей 56 Избирательного кодекса Республики Узбекистан, в случае невозможности прийти на избирательный участок части избирателей по состоянию здоровья или по другим причинам, соответствующая участковая избирательная комиссия организует голосование по их просьбе по запросу этих избирателей.

В целях полноценной реализации прав лиц с инвалидностью в Узбекистане ведется работа по созданию удобной инфраструктуры, в том числе и в рамках избирательного процесса.

В ходе прошедших в 2019 г. выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса в избирательных комиссиях разного уровня были задействованы 4158 лиц с инвалидностью. В этом году по данным ЦИК, лица с инвалидностью составляют 5% членов ОИК.

В мае 2021 г. подписан меморандум о сотрудничестве между ЦИК и Обществом инвалидов, Обществом слепых, Обществом глухих и Ассоциацией инвалидов Узбекистана.

С учетом потребностей незрячих избирателей изданы трафареты для заполнения бюллетеней на азбуке Брайля. Для глухих и слабослышащих избирателей при наличии заявок в день голосования на избирательные участки могут быть приглашены сурдопереводчики.

Распечатаны избирательные бюллетени на азбуке Брайля. Предвыборные телепередачи транслируются с сурдопереводом и субтитрами, а для незрячих материалы издаются в специальных журналах с использованием азбуки Брайля.

Во всех избирательных участках установлены пандусы для лиц с ограниченными физическими возможностями. Эти меры направлены на свободное волеизъявление лиц с инвалидностью.

 

Фарида Бакаева

Начальник отдела анализа и

исследований в области

прав человека

Национального центра

Республики Узбекистан по

правам человека, к.ю.н.

 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech