Три десятилетия российского медийного законодательства: итоги и перспективы

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Первого заместителя Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, директора Национального центра Республики Узбекистан по правам человека академика Акмал Холматовича Саидова на XXX Международной конференции на тему «Три десятилетия российского медийного законодательства: итоги и перспективы»

Уважаемый Михаил Александрович,

Уважаемые участники конференции,

Дамы и господа,

 

Прежде всего хочу поздравить организаторов конференции с актуальной тематикой форума, который сегодня как никогда призывает в эпоху пандемии углубления взаимопонимания между культурами и народами.

Жизнь развивается стремительно, и возникают новые объекты правового регулирования: роботы, искусственный интеллект, биотехнологии, новые виды транспорта и так далее. Не говоря уже о таких уже ставших банальными вещах, как новые финансовые инструменты, блокчейн (распределенный реестр), криптовалюты и так далее.

Новшества могут нести в себе и блага, и неприятности, и преимущества, и риски. Ведь человеческая природа такова, что придуманное одними для улучшения жизни людей другие могут придумать, как обратить во зло. И как знать, не наступит ли в определенных точках пространства и времени такой момент, когда потери окажутся больше приобретений.

Сегодня в эпоху глобализации и информационного века общественность хочет и должна точно знать, что делают их правительства для решения насущных и злободневных вопросов общественной жизни, преодоления кризисных ситуаций и конфликтов.

Как известно, право на доступ к информации является основополагающим компонентом права на свободу выражения мнений, закрепленного в статье 19 Всеобщей декларации прав человека и в статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах. Это включает в себя право людей искать, получать и распространять информацию.

Более того, право на информацию имеет решающее значение для укрепления доверия между правительствами и общественностью. Когда общественность знает, что делает правительство для борьбы с пандемией, это укрепляет доверие, повышает осведомленность и открывает диалог с институтами, что приведет к улучшению поведения общества.

Журналисты, СМИ, блогеры, активисты гражданского общества и общественность в целом должны иметь возможность критиковать власти и тщательно анализировать её реакцию на кризис.

Цифрофизация общественной жизни, государственных услуг ставит перед обществом огромные возможности, но вместе с тем и вызавает большую озабоченность. Стремительное внедрение цифровых технологий в ответ на такие кризисы, как пандемия COVID-19, может заставить власти принимать решения без учета комплексных долгосрочных последствий для прав человека и соблюдения принципов прозрачности и подотчетности.

Цифровые технологии сыграли ключевую роль во время сегодняшнего кризиса. Они позволили государственным органам продолжать оказывать основные государственные услуги, дали предпринимателям возможность работать и обеспечили связь между людьми в условиях внедрения мер по защите общественного здоровья во время пандемии COVID-19. В будущем цифровые технологии будут незаменимы для устойчивости крупных и небольших городов по всему миру, особенно по выполнению Целей в области устойчивого развития на период до 2030 года.

В настоящее время задачи цифровизации стали более амбициозными. С развитием технологий анализа юридических текстов при помощи искусственного интеллекта появляется возможность, исходя из тысяч аналогичных текстов, основанных на схожих ситуациях, предугадывать исход судебных дел или даже готовить новые решения.

Сегодня невозможно силами одного человека или даже нескольких человек ознакомиться, хотя бы бегло, с необходимым массивом судебных решений или актов законодательства, используя традиционные методы познания. Для облегчения такой работы используются разного рода цифровые технологии и методы. Используются автоматизированные базы правовых позиций, происходит систематизация решений по разным основаниям и так далее.

Можем ли мы шагнуть дальше и передать искусственному интеллекту функцию по рассмотрению, скажем, жалоб? Есть научные и практические ответы, которые требуют тщательного анализа.

Сегодня в мире в сфере законодательства появилось юридическое понятие «цифровое право». Концепция цифровых прав зародилась вместе с началом распространения интернета в последнем десятилетии 20-го века. На сегодняшний день концепция цифровых правоотношений ещё не оформилась и продолжает претерпевать активную трансформацию.

Дискуссионным остаётся вопрос об относительности цифровых прав к:

  • правам 1-го поколения — личным и политическим правам человека и гражданина;
  • 2-го поколения — культурным и социально-экономическим правам личности;
  • или же цифровые права следует относить к новой обособленной системе (поколению) прав.

На сегодняшний день среди экспертного сообщества публично-правовая природа цифровых прав воспринимается как парадигма. Но конкретика в понимании и трактовки цифровых правоотношений, довольно размыта и отдельно определяется на уровне каждого государства.

В международном ключе право на доступ к Интернету как базовое было оформлено в докладе специального докладчика ООН в вопросе поощрения защиты прав на получение, трансляцию, свободу мнений и доступа к информации от 16.05.2011г. (A/HRC/17/27) в рамках Совета по правам человека ООН на рассмотрении резолюции 736 от 20.03.2008 г.

Всё это в совокупности даёт основание утверждать о тенденции возрастающего правоприменения норм цифрового права относительно других сфер жизни.

В первую очередь право на реализацию и защиту не может рассматриваться в качестве самостоятельного вида обязательной составляющей любого субъектного права, как раз и состоящего в возможности применения лицом различных способов осуществления защитных мер при объективных угрозах.

Защита и реализация прав в Интернете подразумевает не только правоотношения публично-правового характера, но и отношения, возникающие между частными лицами, в том числе и в личной жизни.

На базе Международного союза электросвязи Организации Объединенных Наций уже обсуждается проект Декларации глобальных цифровых прав человека, который подписали более 60 организаций из 35 стран мира.

В Узбекистане принимаются конкретные меры, направленные на демократизацию и либерализацию информационной сферы, существенным образом повысился уровень открытости деятельности органов государственной власти и управления, установлен открытый диалог в обществе. Кроме того, резко повысилась роль СМИ в формировании общественного мнения по широкому кругу вопросов, вызывающих общественный интерес.

Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека предусматривает разработку проекта Информационного кодекса, который систематизирует ряд законов о доступе к получению информации, защиты свободы прав человека в информационном пространстве, кибербезопасности, соблюдения медийной культуры и онлайн-гигиены.

Кроме того, в настоящее время широкого обсуждается вопрос учреждения Медийного омбудсмана.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech