Международный день защиты прав ребенка, отмечаемый 1 июня во всем мире, в том числе Республике Узбекистан, придает дополнительный импульс для широкого обсуждения положения детей, подведения итогов достигнутого обществом и государством в данной области, а также выявления приоритетных направлений повышения гарантий защиты прав детей, закрепленных в Конвенции ООН о правах ребенка и принятом не ее основе национальном законодательстве.
В этом году Международный день защиты прав ребенка отмечается в Узбекистане в преддверии рассмотрения в сентябре 2022 г. его Пятого национального доклада по выполнению Конвенции и двух факультативных протоколов к ней по вопросам участия детей в вооруженных конфликтах, торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.
Комитет ООН по правам ребенка, рассматривающий национальные доклады государств о выполнении Конвенции, получил исчерпывающую информацию на свои вопросы, касающиеся результатов деятельности государственных органов Узбекистана, ответственных за обеспечение реализации прав ребенка в сфере образования, получения квалифицированных медицинских услуг, в том числе оказания помощи детскому населению страны в период пандемии, социальной защиты уязвимых категорий детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, повышения уровня здоровья и духовно-нравственного развития детей.
Какие вопросы защиты прав ребенка в Узбекистане вызвали наибольший интерес у членов Комитета ООН по правам ребенка? Следует отметить, что при их формулировании Комитет традиционно исходит из анализа положения детей в мире, достижения той или иной страной высоко уровня внедрения положений Конвенции в свое законодательство и практику деятельности государственных органов, степени развитости и эффективности, созданной национальной системы защиты прав ребенка, в которую входят органы законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительные органы, национальные институты по правам человека (Омбудсман, Центр по правам человека и др.), институты гражданского общества, наделенные правом осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и управления, учреждений в сфере прав детей.
Не останавливаясь на полном перечне вопросов, поднятых Комитетом, необходимо подчеркнуть, что многие из них являются приоритетными для Узбекистана и постоянно находится в поле зрения государства и общества, поскольку от их решения зависит благополучие и обеспечение наилучших интересов ребенка, как этого требует Конвенция и другие международные документы.
Во-первых, Комитет обоснованно поднял вопрос о создании отдельного государственного органа, координирующего деятельность, связанную с осуществлением Конвенции. В целях решения данной проблемы Указом Президента от 9 августа 2021 г. образована Национальная комиссия по вопросам прав детей и Комиссии по вопросам прав детей Республики Каракалпакстан, областей и г.Ташкента и районов (городов), на которые возложены координация деятельности государственных органов и организаций, занимающихся проблемами прав ребенка, проведение мониторинга и оценки принимаемых мер по защите прав, свобод и законных интересов ребенка, а также организация деятельности по разработке и реализации государственных программ в данной области.
Национальная комиссия по правам детей обязана ежегодно представлять Сенату, территориальные Комиссии в Жогоргу Кенес Республики Каракалпакстан и Кенгаши народных депутатов информацию о своей деятельности. Деятельность комиссий регулируется Секретариатом по вопросам защиты детей в составе Секретариата по вопросам образования и здравоохранения Кабинета Министров, секретариатами Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента, секторами по защите прав детей в хокимиятах районов (городов).
Совместным Постановлением Кенгашей Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса в ноябре 2020 года была образована Парламентская комиссия по соблюдению международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека, в том числе прав ребенка, которая ежегодно на заседаниях Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса представляет информацию о своей деятельности.
Согласно Указу Президента от 9.08.2021 г. “О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения гарантий прав ребенка” была упразднена должность заместителя Уполномоченного Олий Мажлиса по правам ребенка и учрежден самостоятельный и независимый институт Уполномоченного Олий Мажлиса по правам ребенка, которой избирается палатами Олий Мажлиса по представлению Президента на пять лет. Планом мер по дальнейщему совершенствованию системы обеспечения гарантий прав ребенка, утвержденным 9.08.2021 г., предусмотрена подготовка проекта закона “О Детском Омбудсмане” (п.5).
В настоящее время проект закона Республики Узбекистан «О Детском Омбудсмане» находится на рассмотрении в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, в его подготовке принимали участие НЦПЧ (инициативный проект) и более 40 государственных организаций и ННО.
Во-вторых, Комитет обратил внимание на введение в стране системы мониторинга и оценки обеспечения прав ребенка для выработки решений по улучшению положения детей. Необходима отметить, что за годы независимости в стране создана система мониторинга и оценки прав человека, в том числе прав ребенка, в которую входят палаты Олий Мажлиса, институт Омбудсмана, Национальный центр по правам человека, детские ННО.
Важным элементом национальной системы мониторинга и оценка соблюдения прав ребенка в Узбекистане стал Уполномоченный по правам ребёнка, который имеет право: запрашивать от государственных органов и организаций статистическую, аналитическую и иную информацию и материалы по вопросам, относящимся к его полномочиям; пользоваться в установленном порядке базами данных государственных органов; совместно с уполномоченными государственными органами, должностными лицами и представителями негосударственных организаций проверять сообщения о фактах нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка; вносить на имя руководителей государственных органов и организаций обязательные к рассмотрению представления о нарушениях актов законодательства в сфере прав ребенка, устранении причин и условий, им способствующих, в рамках мониторинга ситуации и рассмотрения обращений в сфере прав ребенка вносить в соответствующие органы ходатайства о привлечении к ответственности лиц, в действиях которых выявлены нарушения прав и свобод ребенка.
Например, Детский Омбудсман, в период с марта 2020 года по май 2021 год осуществил около 100 посещений детских учреждений с целью мониторинга обеспечения прав ребенка, в рамках которого уделено особое внимание учету и созданию надлежащих гуманных условий содержания детей в соответствии с международными стандартами в области прав ребенка, обеспечению детским питанием, гигиенических условий и предметами личной гигиены, необходимыми лекарствами, медицинским и социальным уходом, правилам размещения, соблюдения законности в таких учреждениях, организации психосоциального консультирования и поддержки детей, а также их семей.
По итогам обобщения итогов мониторинга и анализа обращений граждан, законных представителей несовершеннолетних, были направлены предложения в Генеральную прокуратуру Республики Узбекистан. При поддержке Представительства ЮНИСЕФ реализуется проект создания для детей и их представителей «телефона доверия».
В-третьих, важным фактором, влияющим на совершенствование системы мониторинга является, по мнению Комитета, улучшение доступа к данным, касающимся детей с охватом всех областей Конвенции. Национальной стратегией Республики Узбекистан по правам человека, утвержденной Президентом в 2020 г., предусмотрено совершенствование статистической системы данных с учетом международных требований. В данное время с участием ПРООН разрабатывается единая база данных по всем категориям прав человека, в том числе прав ребенка. Приняты меры по созданию правовых основ сбора и анализа статистических данных путем принятия закона «Об официальной статистике».
В-четвертых, в поле зрения Комитета находятся вопросы более широкого доступа детей к информации с использованием Интернета. В соответствии с п. 26 «Программы мероприятий по дальнейшему развитию системы народного образования Республики Узбекистан на 2018-2020 годы», утвержденной Постановлением Президента 5 сентября 2018 г., ведется поэтапная работа по внедрению в общеобразовательные школы широкополосного оптоволоконного Интернета, а также по их оснащению отделочными устройствами. На сегодняшний день «Узбектелеком» установил высокоскоростной оптоволоконный Интернет в 9285 (93%) школах (в 2019 году - 30%, в 2020 году - 71%). Из них 8773 (88%) средних школ были оснащены конечными устройствами (FТТх, 6Р0Ғ1) для использования в Интернете. За счет местного бюджета эти 8773 (88%) общеобразовательные школы пользуются Интернетом по тарифу «Образование». В 2021 г. все (100%) школ Республики подключены к высокоскоростному Интернету.
В-пятых, Комитет особо подчеркивает необходимость выполнения норм Конвенции, предусматривающих обеспечение развития ребенка в условиях семейного окружения, предотвращения случаев разлучения детей с их родителями, содействия усилению семейной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родных, а также сокращения числа детских учреждений. Необходимо отметить, что в стране принимаются последовательные меры по решению данной проблемы под руководством Сената Олий Мажлиса и при содействия представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане, реализуются Стратегия и план действий по деинституализации детей на 2022-2036 г.г., которые предусматривают создание служб по предотвращению пребывания детей в учреждениях интернатного типа, совершенствованию опеки детей, оставшихся без попечения родителей, помещения их в приемные семьи. На Национальную комиссию по вопросам прав детей возложены задачи обеспечения в стране приоритета семейного воспитания и введения в практику мониторинга прав детей, принятых в приемную семью (патронат), выявления детей, оставшихся без присмотра и определенного места жительства, для чего с 1 января 2022 г. внедряется электронная информационная система «Защита ребенка», активно идет процесс сокращения домов ребенка и интернатов в г. Ташкенте и регионах Узбекистана.
В-шестых, Комитет настаивает на внедрении в Узбекистане правозащитной модели инвалидности среди детей, которых также касается проблема деинституализации. В Узбекистане 7 июня 2021 г. принят закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов (Нью-Йорк, 13 декабря 2006 года)», закон «О правах лиц с инвалидностью» от 15.10.2020 г. В законе основное внимание уделено внедрению модели правозащитной инвалидности, закреплено понятие дискриминации по признаку инвалидности, основные права человека лиц с инвалидностью, гарантии защиты их прав на образование, охрану здоровья, труд и занятость и другие прав, а также создание координирующего органа – Межведомственного совета по делам лиц с инвалидностью. Разработан проект Национального плана действий по реализации в Республике Узбекистан Конвенции о правах инвалидов, предусматривающий конкретные меры законодательного организационного и иного характера по внедрению правозащитной модели инвалидности, трансформирование и реформирование всех социальных институтов для обеспечения возможности включения (инклюзии) в них людей с инвалидностью.
Кроме того, Комитетом были высказаны озабоченности по поводу медицинского обслуживания и сокращения заболеваемости среди детей, их доступа к образованию, в том числе дошкольному, обеспечения равенства прав детей, проживающих в городских и сельских районах, совершенствования защиты прав детей в сфере правосудия и др. Комитет получил необходимо обновленную информацию по всем интересующим его вопросам, в том числе о том, что в рамках реализации Стратегии развития по пяти приоритетным направлениями страны за 2017-2021 г.г. было принято и реализовано более 300 законов, 4 тысяч Указов и Постановлений Президента по вопросам реализации прав человека, в том числе прав ребенка. Разработана концепция Стратегии выполнения Конвенции ООН о правах ребенка и других международных договоров, которая будет принята после рассмотрения Пятого национального доклада по выполнению Конвенции и получения Заключительных замечаний и рекомендаций Комитета по его итогам. Согласно Стратегии в дальнейшем планируется усилить работу по защите прав ребенка по десяти направлениям, охватывающим: совершенствование механизмов выполнения Конвенции; модернизацию государственного управления по правам ребенка; обеспечение равенства и недопущения любых форм дискриминации детей; укрепление организационно-правовых механизмов учета мнения детей государственными органами в рамках судебного и административного разбирательства, а также родителями в сфере семейных отношений; укрепление гарантий поддержки института семьи в сфере борьбы с бедностью, доступа к жилью и питанию, защиты от эксплуатации и насилия в отношении детей в семье, защиты детей от злоупотребления родительскими правами; внедрение эффективных механизмов доступа детей к современным видам образования и воспитания; получения квалифицированного медицинского обслуживания, формирования здорового образа жизни; усиление эффективности общественного контроля за недопущением дискриминации детей во всех сферах жизни общества; совершенствование судебной и внесудебной защиты прав ребенка и др.
Стратегией развития Нового Узбекистана на 2022-2026 г.г., утвержденной Указом Президента от 28.01.2022 г., предусмотрены дополнительные меры по обеспечению прав ребенка, усилению его социальной защиты, в Стратегию включены конкретные меры по полному охвату детей различными формами образования (Глава IV) и другие аспекты защиты прав детей, п. 14 направлен на формирование системы ювенальной юстиции и кодификацию законодательства по правам ребенка.
Фарида БАКАЕВА,
начальник отдела анализа и исследований в области прав человека
Национального центра Республики Узбекистан
по правам человека, кандидат юридических наук,
Шахзода Абдувалиева,
Технический специалист редакции
«Демократизация и права человека».
- Добавлено: 01.06.2022
- Просмотров: 4581
- Распечатать