8-9 сентября 2022 года в Ташкенте состоялся 14-й Саммит женщин - лидеров парламентов государств - членов Межпарламентского союза на тему «Парламентское лидерство: прогнозирование рисков для более эффективного обеспечения устойчивости и процветания». В его работе приняли участие свыше 120 представителей женщин-парламентариев из 17 стран мира, а также представители Межпарламентского союза, ООН, Парламентской ассамблеи ОБСЕ, Межпарламентской Ассамблеи СНГ.
Цель Саммита - определение приоритетных направлений и действий для парламентов по обеспечению гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин и девочек, а также эффективного обеспечения устойчивого развития и процветания государств. По итогам мероприятия принята Ташкентская декларация Саммита, направленная на поддержку формирования «гендерно-чувствительных парламентов», повышение роли парламентов в развитии гендерного законодательства, искоренение насилия в отношении женщин и девочек, а также на достижение Целей устойчивого развития ООН.
Гендерно ориентированный парламент: опыт Узбекистана
Само проведение 14-го Саммита женщин-спикеров в Ташкенте является всемирным признанием успехов и достижений гендерной политики Нового Узбекистана, в частности, в сфере формирования «гендерно-чувствительного парламента».
Так, Генеральный секретарь Межпарламентского союза (МПС) Мартин Чунгонг подчеркнул, что при принятии решения о проведении 14-го Саммита в Ташкенте МПС учитывал достижения Узбекистана в области развития парламентаризма, существенного прогресса в гендерно ориентированной политике, обеспечения правовой, социальной и экономической защиты женщин от любых форм дискриминации, а также успехи кардинальных и динамичных реформ на пути демократизации общества.
Сегодня в нашей стране уделяется большое внимание превращению парламента в «гендерно-чувствительный парламент». Известно, что в верхней палате парламента образован Комитет по вопросам женщин и гендерного равенства, основными задачами которого являются разработка предложений по реализации государственной политики, направленной на обеспечение гендерного равенства, совершенствование законодательства и осуществление парламентского контроля в сфере. Это еще раз свидетельствует о принципиально новых подходах и тенденциях в организации деятельности узбекского парламента.
Что такое «гендерно-чувствительный парламент»?
Эксперты МПС отмечают: «гендерно-чувствительный парламент» - это парламент, который:
— активно участвует в разработке и реализации государственной гендерной политики; поощряет и обеспечивает равенство численности женщин и мужчин во всех своих органах и структурах;
— принимает «гендерно-чувствительные законы», поощряющие и защищающие гендерное равенство, обеспечивает гендерную экспертизу принимаемых законов;
— способствует формированию в обществе культуры уважения прав женщин и гендерного равенства.
«Гендерно-чувствительный парламент» - парламент, участвующий в реализации принятого МПС в 2012 году в Квебеке (Канада) Плана действий для парламентов, учитывающих гендерные аспекты. План разработан для поддержки усилий парламентов по превращению в учреждения, в большей степени учитывающие гендерные аспекты. Документ также предлагает широкий спектр стратегий в семи областях действий, которые реализуются парламентами мира, в том числе в Узбекистане.
Институциональные основы гендерной политики
В качестве позитивного опыта указаны усилия Узбекистана по укреплению институциональных основ реализации гендерной политики. В частности, подчеркнуто, что в нашей стране реализуются последовательные меры, направленные на повышение роли парламента в совершенствовании законодательства и правоприменительной практики в этой области.
Во-первых, под руководством Председателя Сената Олий Мажлиса создана Комиссия по вопросам обеспечения гендерного равенства. Кроме того, Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан возглавляет также ряд других межведомственных комиссий по широкому кругу вопросов, в том числе по реализации Целей устойчивого развития, искоренению принудительного труда, противодействию коррупции и другим темам.
Во-вторых, в верхней палате парламента образован Комитет по вопросам женщин и гендерного равенства, основной задачей которого является разработка предложений по реализации государственной политики, направленной на обеспечение гендерного равенства, совершенствование законодательства и осуществление парламентского контроля в сфере.
В-третьих, организована системная работа Парламентской комиссии по контролю за реализацией Национальных целей и задач в области устойчивого развития Республики Узбекистан на период до 2030 года, где пятая цель посвящена задачам достижения гендерного равенства, расширения прав и возможностей женщин и девочек. В соответствии с ними к 2030-му необходимо повсеместно ликвидировать все формы дискриминации в отношении женщин и девочек, обеспечить гендерное равенство. всестороннее и эффективное участие женщин и равные для них возможности.
В-четвертых, создан Республиканский общественный женский совет во главе с Председателем Сената Олий Мажлиса, одной из основных задач которого является координация вопросов по выполнению положений Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и реализации Пекинской декларации и Платформы действий, Национального плана действий. В состав Республиканского совета входят активные и инициативные женщины, имеющие жизненный опыт и хорошо знающие проблемы соотечественниц, а деятельностью женских советов на местах будут руководить советники хокимов по вопросам женщин.
В-пятых, образован Государственный комитет семьи и женщин Республики Узбекистан, основными задачами которого являются защита прав и законных интересов женщин, повышение их роли и активности в общественно-политической жизни страны, обеспечение гарантий гендерного равенства, широкое вовлечение женщин в научную деятельность; своевременное выявление проблем семьи и женщин; создание необходимых условий для овладения женщинами и девушками знаниями и навыками по профессиям; реализация адресных мер по формированию здорового образа жизни среди женщин; оказание содействия ННО, осуществляющим деятельность по поддержке женщин.
Участники Саммита отметили особую роль гендерно ориентированного парламента в решении вопросов обеспечения устойчивого развития, устранения рисков, препятствующих глобальному восстановлению после пандемии, а также предотвращения рисков, связанных с технологиями, защиты прав человека и гендерного равенства в мире технологий.
Представители ООН, МПС, ПА ОБСЕ отметили, что тенденции, наблюдаемые в Узбекистане, идут в русле общемировых процессов расширения представленности женщин на самых высоких уровнях государственной власти, устранения гендерного неравенства, увеличения их числа в парламенте, правительстве и судебной власти.
Женщины в политике: глобальные тенденции
Данные МПС на 1 августа 2022 года свидетельствуют о рекордно высоком числе стран, в которых женщины являются главами государств и правительств, а также о глобальной доле женщин-министров. Во всем мире 58 женщин занимают должности спикеров. Доля женщин в национальных парламентах увеличилась на 0,6 процента по сравнению с 2021 годом и превысила 26,1 процента.
В 48 странах, которые провели выборы в прошлом году, женщины были избраны на 28,6 процента мест в парламентах. В пяти парламентах (Руанда, Куба, Никарагуа, Мексика и Объединенные Арабские Эмираты) женщины составляли 50 и более процентов от общего числа парламентариев, в 26 - от 40 до 50 процентов.
Узбекистан с количеством женщин в парламенте (33 процента) занимает 55-е место в мировом рейтинге (среди 190 государств). По мнению участников Саммита, это свидетельствует о формировании гендерно ориентированного парламента в Узбекистане.
Так, Председатель Палаты представителей Федерального парламента Бельгии Элиан Телье подчеркнула, что вопросы обеспечения прав, свобод и законных интересов женщин, усиления их роли в общественной и государственной жизни, достижения гендерного равенства, реализация принципа «Ни одна женщина не останется без внимания государства и общества» являются одним из приоритетных направлений политики Президента Шавката Мирзиёева. Результатом этих мер является рост количества женщин, занимающих руководящие должности в системе государственного управления. Доля женщин на руководящих должностях достигла 27 процентов, в предпринимательской сфере - 25, в политических партиях - 44, в высшем образовании - 46 процентов.
Гендерно ориентированное законодательство: опыт Узбекистана
В Новом Узбекистане осуществляется масштабная и динамичная работа в сфере совершенствования конституционно-правовых основ повышения роли и активного участия женщин в общественной, политической и деловой жизни страны.
На Саммите позитивно оценено то, что за последние годы в Узбекистане было принято более 50 законодательных актов по обеспечению прав, свобод и законных интересов женщин. Приняты гендерно ориентированные законы «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», «О защите женщин от притеснения и насилия», «Об охране репродуктивного здоровья граждан» и другие. В их разработке участвовали эксперты Программы развития ООН, Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, Управления ООН по наркотикам и преступности, Международной организации по миграции и Международной организации труда, Фонд ООН в области народонаселения, Детский фонд ООН.
Участники Саммита особо отметили роль парламента в принятии Национальной программы по повышению активности женщин во всех сферах экономической, политической и социальной жизни страны на 2022-2026 годы и Стратегии достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года, а также важность эффективной организации их исполнения на местах.
Принятые законодательные акты направлены на укрепление гарантий равного участия женщин и мужчин в государственном управлении и всех сферах общественной жизни; усиление работы по предотвращению насилия в отношении женщин и домашнего насилия, борьбе с устаревшими обычаями; введение обязательной гендерно-правовой экспертизы законодательных актов, устранение несоответствия положений нормативно-правовых актов принципам гендерного равенства; обеспечение трудовых прав и поддержку предпринимательской деятельности женщин, создание Государственного целевого фонда по поддержке семьи и женщин, улучшение жилищных условий женщин, оказавшихся в сложной социальной ситуации, в том числе женщин с инвалидностью, малообеспеченных, а также воспитывающих детей в неполной семье.
Участники Саммита высказались о необходимости широкого распространения опыта Узбекистана в сфере дальнейшего увеличения числа женщин-предпринимателей. Отметили важность принятой программы «Женщины в бизнесе», создания движения «Женщины-наставницы», объединяющего авторитетных и уважаемых женщин, влияющих на формирование общественного сознания и воспитание молодого поколения и других.
На пути к гендерно-чувствительной Конституции
Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин - своего рода общепризнанная «глобальная Конституция мира по вопросам защиты прав женщин и достижения гендерного равенства». Разработка гендерно-чувствительной (gender sensitive) Конституции, отвечающей потребностям женщин и мужчин, является наиболее демократической и способствует устранению гендерного неравенства, служит обеспечению правовой основы для расширения прав и возможностей женщин.
В связи с этим основная задача конституционных реформ стран мира с точки зрения гендера состоит в том, чтобы:
во-первых, внедрять общепризнанные принципы и нормы в Конституцию. В результате сегодня 98 процентов конституций мира содержат положения о равенстве и недискриминации, 94 процента - о защите от насилия, 86 процентов -гарантируют доступ женщин и девочек к образованию, 85 - доступ к остальным социальным услугам, 44 процента - содержат антидискриминационные меры и 12 процентов содержат отдельные положения о правах женщин;
во-вторых, обеспечивать полное и равноправное участие женщин в процессах пересмотра Конституции и реформ во всех контекстах;
в-третьих, учитывать положительный опыт стран мира по разработке Конституции с учетом гендерных факторов, особенно в отношении устранения сохраняющихся дискриминационных конституционных положений.
Сравнительные исследования свидетельствуют о том, что принципы равенства женщин и мужчин, а также недискриминации являются основными международными стандартами в области прав человека и основополагающими элементами Конституций мира. В них предусмотрены:
— временные специальные меры, способствующие равенству мужчин и женщин;
— бюджетирование с учетом гендерных факторов;
— участие женщин в политической жизни.
При этом в воплощении конституционных положений о гендерном равенстве в жизнь важную роль играют сильные государственные институционные механизмы по улучшению положения женщин и независимые органы по правам человека, для которых необходимы адекватные бюджетные средства для государственных программ, ориентированных на женщин и учитывающих гендерные аспекты.
Мартин Чунгонг особо подчеркнул, что одним из приоритетов осуществляемых в Узбекистане конституционных реформ является дальнейшее развитие конституционно-правовых основ обеспечения эффективной защиты достоинства, прав, свобод и законных интересов женщин и девушек. По его словам, данная инициатива поддержана не только МПС, но и более чем 30 международными организациями, которые имеют штаб-квартиру в Женеве (Швейцария) и принимали участие в работе международного круглого стола «Конституционные реформы: обеспечение человеческого достоинства и прав человека».
Он указал на важность того, что предлагаемые изменения и дополнения в Конституцию Узбекистана полностью соответствуют нормам и принципам Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Пекинской декларации и Платформы действий. Эти международные акты составляют своего рода общепризнанную «глобальную Конституцию мира по вопросам защиты прав женщин и достижения гендерного равенства».
Проект Конституционного закона Узбекистана - это «гендерно-чувствительная» (gender sensitive) и «экологически чувствительная» (environmentally, ecologically sensitive) Конституция. Она предусматривает имплементацию положений Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Региональное сотрудничество женщин-парламентариев
Участники Саммита отметили, что мероприятие такого масштаба с участием женщин - руководителей парламентов стран мира организовано впервые в Узбекистане и Центральной Азии в целом. Его следует рассматривать в качестве логического продолжения международных и региональных инициатив, которые Узбекистан последовательно продвигает на протяжении последних лет.
Президент Межпарламентского союза Дуарте Пачеко отметил, что сотрудничество с Узбекистаном складывается наилучшим образом благодаря одинаковым ценностям. Среди инициатив республики особое место занимают инклюзивная демократия, Стратегия по ЦУР, вовлечение женщин и молодежи в общественнополитическую жизнь страны.
В частности, в рамках реализации инициатив Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, выдвинутых на 46-й сессии Совета ООН по правам человека, с 2020 года организуются Диалог женщин-лидеров и Бизнес-форум стран Центральной Азии. Региональная площадка создана для консультаций, обмена мнениями и практического сотрудничества между женщинами-лидерами Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана по актуальным вопросам, касающимся прав и возможностей женщин. Их проведение способствует укреплению взаимодействия на международном и региональном уровнях; обеспечению занятости женщин и развитию женского предпринимательства; поддержке женщин региона, повышению их роли в политической, экономической и социальной жизни общества.
В рамках Диалога женщин-лидеров уже проведен ряд международных форумов. Диалог участвует в работе таких глобальных инициатив и коалиций, как Соглашение о гуманитарных действиях в рамках Повестки «Женщины, мир и безопасность», Глобальный альянс региональных сетей женщин-медиаторов мирного процесса. Особое внимание в его деятельности уделяется реализации Глобальной повестки дня «Женщины, мир и безопасность», Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, задач Десятилетия действий по достижению Глобальных целей, других международных договоров, принятых в рамках ООН, МПС и иных международных и региональных организаций (ОБСЕ, ШОС, СНГ и не только).
Глобальные тенденции борьбы с насилием против женщин
Достижения в цифровой экономике являются ключевым компонентом экономической устойчивости и восстановления. Они представляют собой возможность для усиления прогресса, если осуществляются с учетом гендерных факторов. Однако вызывают крайнюю обеспокоенность связанные с этим риски, такие как растущий цифровой разрыв, массовая слежка, онлайн-домогательства, фейковые новости, разжигание ненависти и насилия, которые ущемляют права и свободы женщин и девочек.
Согласно исследованию МПС о случаях домогательств и насилия в отношении женщин, почти 82 процента из 55 женщин-парламентариев 39 стран признали, что они лично подвергались психологическому насилию в какой-то момент своей карьеры. Около 44 процентов опрошенных женщин также заявили, что им угрожали физической расправой во время их пребывания на этом посту.
По статистике ООН, в мире каждая третья женщина подвергается физическому насилию. Пандемия COVID-19 увеличила масштабы этой социальной проблемы во всем мире, в том числе и в Узбекистане. Кроме того, поскольку люди проводят в интернете больше времени, чем когда-либо раньше, растет число случаев насилия, домогательств и жестокого обращения в отношении женщин в сети. В некоторых странах количество звонков на «горячие линии» увеличилось в пять раз. Ежедневно в мире от рук членов своей семьи погибают 137 женщин. Менее 40 процентов женщин, подвергшихся насилию, обращаются за помощью. В таких условиях очень важна роль института реабилитации женщин, ставших жертвами.
Важную институциональную базу в данном направлении обеспечило создание и функционирование в Узбекистане парламентской Комиссии по вопросам обеспечения гендерного равенства. Одним из главных направлений ее деятельности стала защита женщин от дискриминации и всех форм насилия. Правительство Узбекистана также утвердило ряд мер по защите женщин и девушек от притеснения и насилия.
Так, в соответствии с постановлением Президента «О мерах по совершенствованию системы социальной реабилитации и адаптации, а также профилактики семейно-бытового насилия» от 2 июля 2018 года в 190 городах и районах созданы центры реабилитации и адаптации. Их основные задачи заключаются в оказании экстренной медицинской, психологической, социальной, педагогической, правовой и иной помощи лицам, оказавшимся в тяжелом социальном положении, столкнувшимся с семейными проблемами и бытовым насилием.
С целью защиты жертв домашнего насилия принято постановление Кабинета Министров «О мерах по совершенствованию системы защиты женщин от притеснения и насилия» от 4 января 2020 года. Утверждены Положения о порядке выдачи охранных ордеров женщинам, подвергшимся притеснению и насилию, обеспечения и исполнения, проведения мониторинга и о порядке прохождения лицами, совершившими или имеющими склонность к оказанию давления и насилия, программ по корректировке их поведения.
С целью оперативного и качественного оказания поддержки женщинам, пострадавшим от притеснения и насилия, разработаны и внедрены стандартные операционные процедуры по совместному реагированию на гендерное насилие для правоохранительных органов, работников здравоохранения и социально-психологической сферы.
Гендерно ориентированная сильная справедливая социальная политика
На Саммите отмечено, что в Узбекистане особое внимание уделяется расширению доступа населения, прежде всего женщин и детей, к современным качественным медицинским услугам, лекарственным препаратам. В цели 60 Стратегии развития для совершенствования системы оказания высокотехнологичной медицинской помощи женщинам репродуктивного возраста, беременным и детям намечено создание 46 межрайонных перинатальных центров, обеспечение их квалифицированными кадрами, необходимой техникой и изделиями медицинского назначения. Определены меры по поддержке женщин, обеспечению их активного участия в жизни общества.
Реализуется сформированный Президентом страны принцип «Забота о здоровье матери и ребенка — это забота обо всем обществе, о нашем будущем». Международное сообщество признает опыт Узбекистана по глубокому реформированию, созданию и развитию в стране качественной системы здравоохранения и фармацевтической промышленности, охране здоровья населения, формированию в обществе культуры здорового образа жизни.
Цели по обеспечению законных прав и интересов женщин, гендерного равенства, повышению социально-политической активности, укреплению их авторитета в обществе последовательно осуществляются и внедряются в жизнь. В отдаленных районах страны нуждающиеся в поддержке женщины обеспечиваются жильем, улучшаются их бытовые и условия труда, принимаются меры по оказанию им содействия в поиске постоянного источника дохода.
Ташкентская декларация: «Парламентское лидерство - предупреждение
рисков в целях повышения устойчивости и процветания»
В принятой по итогам Саммита Ташкентской декларации определены приоритеты, связанные с формированием гендерно ориентированного парламента, обеспечением устойчивого развития общества, мира и благополучия населения. В частности:
во-первых, активизация конкретных, немедленных и действенных мер по созданию парламентов, учитывающих гендерные аспекты и лучше реагирующих на кризисы, а также по реализации принципов равенства, справедливости и устойчивости, оценке парламентской политики;
во-вторых, поддержка реализации Плана действий Межпарламентского союза по формированию «гендерно-чувствительного парламента», улучшению инфраструктуры, поощрению культуры, уважающей баланс между работой и личной жизнью, борьбе с насилием в отношении женщин и поощрение парламентской культуры абсолютной нетерпимости в этом отношении;
в-третьих, расширение участия молодежи, особенно женщин, в работе парламента, в том числе на руководящих должностях в представительных органах власти;
в-четвертых, обеспечение женщин и девочек достойной работой, построение экономики, учитывающей гендерные аспекты, которые способствуют социальной защите уязвимых групп населения, прежде всего молодежи, женщин, лиц с инвалидностью;
в-пятых, повышение роли парламента в обеспечении того, чтобы социально-экономическое восстановление после кризисов оставалось чутким к изменению климата и основывалось на усилении охраны окружающей среды;
в-шестых, поощрение и защита прав и свобод женщин и девочек в интернете, развитие технологий и поддержка преобразований в экономике.
Участники мероприятия решили включить результаты реализации решений 14-го Саммита женщин - спикеров парламента в повестку дня 15-й Ассамблеи МПС, которая пройдет в 2023 году в Кигали (Руанда). Эта Ассамблея МПС будет посвящена рассмотрению вопросов по обеспечению гендерного равенства, формированию гендерно-чувствительных парламентов, выступающих в роли движущей силы во время перемен для более устойчивой и мирной жизни на планете.
В целом участники Ташкентского саммита пришли к единому мнению о том, что сегодня женщины Узбекистана становятся активными участницами демократических процессов и подлинно народных реформ в стране. Отмечается динамичное увеличение доли высокообразованных и инициативных женщин в системе управления, парламенте и местных представительных органах власти, а также в других сферах.
Политика государства по вопросам поддержки женщин дает свои позитивные плоды, вносит достойный вклад в дело обеспечения гендерного равенства, повышения роли женщин в глобальном, региональном и национальном масштабах.
Акмал САИДОВ,
первый заместитель Спикера Законодательной палаты,
вице-президент Межпарламентского союза
Официальный сайт Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан
- Добавлено: 21.09.2022
- Просмотров: 5317
- Распечатать