2022 год оказался тяжелым для всего мира, в том числе и для Узбекистана. Как отметил Президент Шавкат Мирзиёев в Послании к Олий Мажлису и народу Узбекистана: «Надо сказать, что завершающийся 2022 год был очень сложным, нам пришлось пережить немало испытаний. Обретенный нами за этот период опыт наглядно подтверждает одну истину: лишь упорным и самоотверженным трудом можно добиться прогресса».
В Послании главы государства также подчеркнуто: обеспечение надежной защиты прав и свобод человека - одно из приоритетных задач в 2023 году. Об итогах прошлого и на планах на этот год в данном направлении мы поговорили с директором Национального центра Республики Узбекистан по правам человека Акмалем САИДОВЫМ.
- В первую очередь хотел бы обратить внимание на слова Президента Узбекистана: «Никто не вправе забывать: требования закона и права человека для нас высшая ценность». Благодаря такой разумной политике главы государства, несмотря на негативные последствия пандемии и мирового кризиса, в 2022 году в Узбекистане последовательно продолжались реформы по всестороннему обеспечению поддержке и защите прав и интересов человека.
Кроме того, последствия пандемии удалось полностью ликвидировать, но столкновения, происходящие в мире, привели к началу нового глобального противостояния. В разных странах граждане страдают от резкого роста цен на продукты питания и энергоносители. Как отметил Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш: «Пламя конфликта подпитывается неравенством, лишениями и системами с недостаточным финансированием».
Более того, в прошлом году ситуация с правами человека в 74 развивающихся странах резко ухудшилась, затронув 1,2 млрд человек. Стоит отметить, что в Узбекистане были предприняты и реализованы важные и эффективные мероприятия в столь сложный период.
- Расскажите более подробно какие мероприятия удалось реализовать в сфере прав человека в 2022 году?
- Во-первых, внедрены новые механизмы в процесс работы с обращениями населения. Благодаря чему достигнуты положительные результаты в таких областях, как обеспечение законности, решение насущных проблем граждан, укрепление свободы слова, предотвращение пыток.
Во-вторых, активная деятельность Узбекистана как члена ООН по правам человека, более того поддержана кандидатура Постоянного представителя Узбекистана при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Улугбека Лапасова на должность заместителя председателя Совета ООН по правам человека на 2022 год.
В-третьих, в 2021-2022 годах были достигнуты определенные успехи по улучшению позиций Узбекистана в международных рейтингах и индексах, таких как условия ведения бизнеса, верховенство закона, качество нормотворчества, эффективность деятельности правительства, свобода слова и информации, борьба с преступностью и коррупцией. В целом в прошлом году позиции Узбекистана улучшились в 15 из 24 рейтингов, а в трех наша страна оказалась впервые.
Хочу отметить, что в 2023 году необходимо последовательно повышать эффективность реформ в судебно-правовой области. Несмотря на то, что многое уже сделано, однако, как отметил Президент, «…есть вопросы, ждущие своего решения. К сожалению, все еще наблюдаются низкое качество следствия, волокита в судах, случаи неисполнения судебных решений».
- Важнейшие меры по совершенствованию этой сферы отражены и в Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, мониторинг за выполнением которой возложен на Центр.
- Безусловно, за прошлый период выполнены 62 из 78 пунктов «Дорожной карты» Национальной стратегии, то есть выполнено 85 процентов задач.
Особенно важно, что в 2022 году принять один кодекс, один закон, пять указов и постановлений Президента, одно постановление Кабинета Министров, ратифицировано одно международное соглашение. Темпы реализации пунктов, предусмотренных «Дорожной картой» Национальной стратегии, несомненно, позволяют дать положительную оценку общему состоянию реализации злободневных задач, указанных в данном программном документе.
- В ходе мониторинга выявлены ли случаи невыполнения или недостатки в реализации Национальной стратегии по правам человека?
- Признавая конкретные достижения в реализации Национальной стратегии, нельзя не отметить и то, что были допущены некоторые недостатки. В частности, продлен срок исполнения шести пунктов «Дорожной карты».
Во-первых, законопроекты «О приватизации», «Об основах социального предпринимательства», «Об обязательном медицинском страховании», «О социальном страховании», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», «О равенстве и недопущении дискриминации» доработаны, но еще не приняты. Также не были соблюдены сроки подготовки проектов Информационного кодекса и Кодекса здравоохранения.
Во-вторых, Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан вернул на доработку новую редакцию Жилищного кодекса, законы «О трудовой миграции» и «Об основах социального предпринимательства».
- Давайте коротко остановимся на сути выдвинутых в Послании Президента инициатив относительно обеспечения законности и принципов справедливости.
- Верховенство Конституции и Закона и принципы справедливости - фундаментальные условия построения демократического правового государства и открытого гражданского общества.
Опираясь на нормы и принципы Конституции, приоритетное внимание уделяется таким вопросам, как независимость судебной власти, обеспечение справедливости и гуманности суда и наказания, вынесение справедливых судебных решений.
На стадии досудебного производства реализуется ряд конкретных мер по усилению судебного контроля, расширению сферы применения института «хабеас корпус», обеспечению гласности судебного разбирательства.
Заслуживают полной поддержки следующие инициативы главы государства:
во-первых, дальнейшее повышение полномочий и ответственности областных судов за вынесение справедливых приговоров и постановлений;
во-вторых, санкции на обыск, прослушивание телефонных переговоров и арест имущества будут переданы от прокуратуры судам;
во-третых, повышение качества следствия, которое должно работать не на обвинение человека, а на выяснение истины через раскрытие преступления;
в-четвертых, формирование отдельного корпуса прокуроров, участвующих в судебных делах, их специальная подготовка;
в-пятых, расширение прав и полномочий защитника при осуществлении правосудия, в частности, обеспечение вручения адвокату копии постановления о возбуждении или прекращении уголовного дела, установление порядка принятия судами уголовного дела не только с обвинительным актом, но и с заключением защитника;
в-шестых, внедрение принципа рассмотрения дел в экстерриториальном порядке по обращениям о несогласии с решениями хокима.
Самое главное, что отныне широкая общественность должна быть активна в реализации идеи о том, что «в Узбекистане защитником собственности и инвестиций является не какой-либо хоким или министр, а только Конституция, закон и суд».
- Президент подчеркнул, что борьба с коррупцией выведена на уровень государственной политики, а также обозначил приоритетные или первостепенные задачи в этой связи...
- Совершенно верно, только за последние два года за коррупционные преступления было привлечено к уголовной ответственности около пяти тысяч должностных лиц. В связи с этим принимаются систематические профилактические меры: используется эффективная практика по устранению не только последствий, но и причин преступности и коррупционных проявлений.
Что касается борьбы с коррупцией, то необходимо повысить личную ответственность каждого министра и руководителя государственного органа любого уровня за эффективное и адресное использование средств, выделяемых на сферу, находящуюся под его руководством. В Послании Президента в качестве первостепенных вопросов были отмечены практические и эффективные меры, такие как устранение искусственной монополии, закрытых схем и вообще всех лазеек, делающих возможной коррупцию.
В частности, депутатам и сенаторам, местным Кенгашам следует систематически анализировать конкретные направления, усилить контроль за реализацией строек, социальных и экономических проектов, осуществляемых за счет средств бюджета в их районе, что является важным фактором предупреждения и искоронения коррупции. С этой точки зрения особое значение приобретает принятие специальных законов по борьбе с коррупцией и созданию конституционно-правовой базы.
Как справедливо отметил глава нашего государства: «Для того чтобы вывести развитие страны на новый этап, нужно изменить и систему управления, и законодательство, и наше общество. Если мы этого не сделаем, если будем и дальше не замечать очевидные проблемы, то отстанем от жизни и прогресса».
- Какая работа была проделана Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека в 2022 году по реализации международных документов?
- В этом направлении в первую очередь необходимо обратить внимание на совершенствование практики подготовки национальных докладов Узбекистана по правам человека и регулярное заслушивание депутатами и сенаторами итогов их рассмотрения в договорных органах ООН, а также утверждение палатами Олий Мажлиса национальных планов действий по реализации рекомендаций конвенционных органов ООН. Этот передовой демократический процесс продолжится и в этом году.
В 2022 году в договорных органах ООН были заслушаны три национальных доклада Республики Узбекистан:
- Шестой периодический доклад Узбекистана о выполнении Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
- Третий национальный доклад об осуществлении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах;
- Пятый национальный доклад об осуществлении Конвенции ООН о правах ребенка.
Впервые Центр обеспечил участие в режиме онлайн более десяти негосударственных некоммерческих организаций в ходе обсуждения национальных докладов. В целях реализации Рекомендаций договорных органов ООН, совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами, а также институтами гражданского общества были разработаны проекты национальных планов действий, которые были представлены в Парламентскую комиссию по соблюдению международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека.
- Расскажите о деятельности Парламетской комиссии.
- Недавно были приняты три совместных решения палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан:
во-первых, Национальный план действий по реализации рекомендаций Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в 2023-2025 годах по результатам рассмотрения Шестого периодического доклада Республики Узбекистан;
во-вторых, Национальный план действий на 2022-2026 годы по реализации рекомендаций Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам;
в-третьих, Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах инвалидов в Республике Узбекистан на 2023-2025 годы.
В настоящее время разрабатывается Национальный план действий по реализации рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения Пятого национального доклада Республики Узбекистан о выполнении Конвенции ООН о правах ребенка. Он также будет направлен в парламент для утверждения в ближайшее время.
Еще одним важным документом в этом направлении является проект Национального плана действий по реализации рекомендаций Специального докладчика ООН по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом. Данный проект подготовлен по таким направлениям, как присоединение к международным документам, укрепление правовой базы в сфере противодействия терроризму, экстремизму и судебной системы, противодействие финансированию терроризма, статус беженцев, репатриация и реинтеграция.
При разработке проекта учитывались мнения соответствующих министерств и дедомств. Также документ направлен на международную экспертизу в региональное отделение Управления Верховного комиссара ООН по правам человека для Центральной Азии.
- Что было сделано Центром в 2022 году в рамках имплементации международных стандартов в области прав человека в законодательство и правоприменительную практику?
- В прошлом году мы уделяли особое внимание мониторингу исполнения принятых в этой связи законов в регионах. Выявлено, что в этом направлении достигнуты конкретные результаты, а также допущен ряд недостатков.
Например, в мае 2022 года проводился мониторинг выполнения Конвенции ООН о правах инвалидов. Были разработаны и разосланы специальные анкеты более чем 30 государственным органам и негосударственным некоммерческим организациям.
В результате мониторинга выявлен ряд проблем, связанных с обеспечением прав лиц с инвалидностью:
- лица с инвалидностью по-прежнему рассматриваются как получатели благотворительной и реабилитационной помощи, а не как потенциальные работники государственных организаций и частного сектора;
- до сих пор не созданы эффективные механизмы финансовой поддержки работодателей, нанимающих лиц с инвалидностью;
- система профессионального обучения лиц с инвалидностью не работает эффективно;
- здания высших учебных заведений и школ не приспособлены для самостоятельного передвижения лиц с инвалидностью;
- отсутствуют учебники со шрифтом Брайля в учебных заведениях;
- на некоторых станциях метро имеется большой зазор между платформой и вагоном, что создает дополнительные препятствия для самостоятельного входа и выхода инвалидов-колясочников из поезда. Также из 7079 лицензированных автобусов только 690 (около 10 процентов) приспособлены для использования лицами с ограниченными возможностями;
- проектная документация на строительство метро и автовокзалов не проходила экспертизу общественных организаций инвалидов на предмет создания комфортной для них среды.
На основании выводов мониторинга для реализации прав лиц с инвалидностью было рекомендовано:
во-первых, разработать Государственную программу «Доступная среда»;
во-вторых, организовать Общественный совет по вопросам инклюзивного образования и благоприятной физической среды в высших учебных заведениях;
в-третьих, представить первоначальный Национальный доклад Узбекистана о выполнении Конвенции ООН о правах инвалидов, а также подготовка институтами гражданского общества альтернативных докладов ННО;
в-четвертых, повысить информированность населения о проблемах, связанных с обеспечением прав инвалидов и проводимой работе по их решению, расширить практику проведения общественных обсуждений и консультаций.
В этой связи, как упоминал выше, утверждение Национального плана действий по реализации Конвенции о правах инвалидов в Республике Узбекистан на 2023-2025 годы своевременно. Теперь на основании этого документа необходимо последовательно отслеживать результаты работы, направленной на устранение недостатков в этой же сфере.
Национальный центр по права человека также изучил ход реализации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: 13-14 октября в Ташкентской и 20-21 октября в Ферганской областях. В результате было установлено, что в этих регионах были допущен ряд недостатков.
В частности, не приняты надлежащие меры по повышению квалификации должностных лиц и повышению информированности граждан. Жалобы на домогательства и насилие в отношении женщин в Ташкентской области своевременно не рассматривались, эффективность мер по социальной реабилитации пострадавших также низкая. В Ферганской области не налажена система оперативного обмена информацией между государственными органами и неправительственными организациями по вопросам защиты законных интересов женщин.
Мы представили свои предложения по реализации соответствующих мероприятий по устранению имеющихся недостатков. В частности, в целях расширения психологической, правовой, медицинской и социальной помощи жертвам преследований и насилия рекомендуется создать во всех районах «Консультации социальной адаптации».
Кроме того, в прошлом году были проведены мониторинговые выезды для изучения условий, созданных для осужденных, отбывающих наказание: 26-27 апреля в Ташкентской и 24-27 октября в Навоийской областях.
В ходе этих мероприятий внимательно изучались условия, созданные специально для осужденных пенсионного возраста, с инвалидностью и нетрудоспособных. В частности, при изучении вопросов, связанных с лечением, отдыхом, качеством питания, условиями труда, поведением сотрудников учреждения по отношению к ним был выявлен ряд проблем и недостатков.
В частности, часть заключенных с I и II группами инвалидности имеют заболевания, которые не включены в Правила медицинского освидетельствования тяжело больных осужденных и представлении их к освобождению от отбывания наказания по болезни. Также не хватает кадров, оказывающих лечебно-профилактическую помощь, размер их заработной платы также низок по сравнению с персоналом, работающим в медицинских учреждениях системы Министерства здравоохранения страны.
- Расскажите об итогах Глобального форума «Образование в области прав человека», прошедшего в Самарканде.
- Как известно, что 5-6 декабря 2022 года в городе Самарканде прошел Глобальный форум «Образование в области прав человека». Инициатива проведения этого престижного Глобального форума была выдвинута Президентом Республики Узбекистан на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и 46-й сессии Совета ООН по правам человека.
Всего в Глобальном форуме приняли участие свыше 120 международных экспертов, в числе которых высокопоставленные должностные лица, ведущие специалисты по образованию в области прав человека более чем из 30 стран мира, представители государственных органов, около 15 международных и региональных организаций, специализированных учебных заведений, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.
В заключительный день Глобального форума на основе предложений участников принят Самаркандский план действий на 2023-2025 годы по развитию образования в области прав человека.
В рамках Глобального форума состоялось награждение нагрудными знаками «Инсон ҳукуклари ҳимояси учун» шести соотечественников, двух иностранных граждан и двух ННО.
В рамках Глобального форума также проведены мастер-классы по образованию в области прав человека, которые прошли в офлайн- и онлайн-форматах на основе передового зарубежного опыта. Интересные лекции и дебаты с маститыми профессорами, приглашенными из разных университетов мира, в свою очередь создали комфортное пространство для живого диалога и практических сессий вопросов и ответов.
В мастер-классах приняли участие свыше 6500 профессоров и преподавателей более чем из 20 высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, работающих во всех регионах страны, студенты и аспиранты, молодые ученые, занимающиеся научной деятельностью. Также активное участие в учебно-правовом мероприятии приняли слушатели 14 юридических колледжей Министерства юстиции Республики Узбекистан.
В целом результаты реализации образования в области прав человека будут служить повышению юридической осведомленности граждан в этой сфере. Люди должны знать и отстаивать свои права и быть уверенными в том, что они будут защищены, уметь выявлять конкретные нарушения прав человека.
Важно отметить, что обучение правам человека способствует получению навыков и способностей бороться формированию культуры прав человека и защищать свои права, а также осознанию того, что права и свободы - высшая ценность человечества.
- Какие планы у Центра на 2023 год?
- В 2022 году, несмотря на глобальные экономические и политические кризисы, последствия пандемии COVID-19 и изменения климата, угрозы миру и безопасности, были предприняты важные шаги по совершенствованию механизма защиты прав и интересов человека в Узбекистане. В связи с этим приоритетное значение имеет реализация конкретных мер по обеспечению выполнения международных обязательств в области прав человека.
В 2023 году планируется:
- проведение цикла мероприятий в течение года, посвященных по случаю 75-летия со дня принятия Всеобщей декларации прав человека;
- разработка проекта закона «О внесении дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Узбекистан, направленных на совершенствование правовой базы национального превентивного механизма предупреждения пыток»;
- разработка проекта государственной программы «Доступная среда»;
- на основании рекомендации Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин усовершенствовать Закон «О защите женщин от притеснения в и насилия» и другие соответствующие нормативно-правовые акты, закрепить понятие «домашнее насилие» и установить за него ответственность как за отдельное преступление.
- рассмотрение вопроса о ратификации Конвенции Международной организации труда «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями»;
- организация информационной кампании и соответствующих обучающих курсов для предпринимателей по повышению осведомленности о принципах защиты и соблюдения прав человека в деятельности частных компаний.
Беседовала
Анастасия Боровикова.
№ 12 от 19 января Правда Востока
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПАЛАТА ОЛИЙ МАЖЛИСА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
- Добавлено: 19.01.2023
- Просмотров: 4554
- Распечатать