ОБУЧЕНИЕ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА - ОСНОВА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕФОРМ

Каждый человек должен не только знать о своих правах, свободах и законных интересах, но и содействовать их соблюдению. Во Всеобщей декларации прав человека указано, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и увеличение уважения к правам человека и основным свободам. Именно образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, а также деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Цель образования в области прав человека состоит в том, чтобы создать мир, в котором уважают права каждого человека, предпринимают действия по их защите при нарушениях.

Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на 46-й сессии Совета по правам человека ООН предложил провести совместно с Управлением Верховного комиссара Глобальный форум, посвященный 10-летию Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека.

В ходе предлагаемого мероприятия планируется обсудить международный опыт и подходы к реализации образовательных программ в сфере прав человека в соответствии с Декларацией ООН. Также наша страна в целях развития системы обучения выразила намерение внести свой вклад в Фонд добровольных взносов ООН в области прав человека. Это демонстрирует мировому сообществу приверженность Узбекистана как страны - члена Совета по правам человека ООН продвижению прав человека на глобальном уровне.

Еще в 1993 году на Всемирной конференции по правам человека

в Вене было заявлено, что образование в области прав человека существенно для развития и достижения устойчивых и гармоничных отношений между странами и для содействия взаимопониманию, терпимости и мира.

А в 1994-м Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период с 1995-го по 2004 год Десятилетием образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и призвала все государства содействовать обучению, распространению и информированию с целью создания всеобщей культуры прав человека.

Всестороннее образование в этой области не только дает знания о правах человека и механизмах их защиты, но и прививает навыки, необходимые для продвижения, защиты и применения прав человека в повседневной жизни. Оно включает три аспекта:

- получение знаний о правах человека: что они собой представляют, как гарантируются или защищаются;

- обучение через права человека, признающее, что контекст и способ образования в области прав человека должны быть организованы и приведены в соответствие с ценностями прав человека (например, участие, свобода мысли и выражения мнения и так далее), и что в образовании в области прав человека процесс обучения так же важен, как и его содержание;

- обучение путем развития у людей навыков и отношений, которые бы позволяли им применять ценности прав человека в своей жизни и - самостоятельно или совместно с другими людьми - меры для продвижения и защиты прав человека.

В 2004 году разработана Всемирная программа образования в области прав человека. На первом этапе (2005-2009) главный акцент сделан на образовании в области прав человека в учреждениях начального и среднего образования; на втором (2010-2014) основное внимание уделено системе высшего образования и проведению учебных программ по правам человека среди преподавателей и воспитателей, государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих всех уровней;

на третьем (2015-2019) - представителям средств массовой информации.

Также в декабре 2011 года Генеральная Ассамблея приняла Декларацию ООН об образовании и подготовке в области прав человека. Данный документ гласит, что «каждый человек имеет право знать, запрашивать и получать информацию обо всех правах человека и основных свободах и должен иметь доступ к образованию и подготовке в области прав человека», а также «образование и подготовка по правам человека имеют существенное значение для поощрения всеобщего уважения и соблюдения всех прав человека и основных свобод всех лиц в соответствии с принципами универсальности, неделимости и взаимозависимости прав человека». Декларация возлагает на государства основную ответственность за «продвижение и обеспечение образования и подготовки в облас ти прав человека».

С 2020-го по 2024 год реализуется четвертый этап Всемирной программы образования в облас ти прав человека, который направлен на расширение прав и возможностей молодежи посредством образования в области прав человека.

За последние годы в Узбекистане проделана значительная работа в сфере прав человека, в том числе по совершенствованию образования в этом направлении.

В 2019 году парламентом страны принята Национальная программа действий по реализации положений Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека. Приоритетным направлением данного документа определено повышение правовой грамотности в области прав человека.

Национальная программа действий по реализации положений Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека и «дорожная карта» к ней утверждены совместным постановлением Кенгашей Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Изучение вопросов соблюдения и защиты гражданских и политических прав, международных документов и национального законодательства включено в учебные программы образовательных учреждений общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования, системы повышения квалификации педагогических, медицинских и социальных работников, журналистов, судей, сотрудников правоохранительной системы и адвокатов.

Кроме того, разработан специальный учебный модуль «Честь и достоинство человека - высшая ценность» по повышению квалификации руководящих работников судебных и правоохранительных органов в области прав человека. К учебному процессу привлекаются ведущие международные эксперты верховных комиссаров ООН по правам человека, делам беженцев, Программы развития ООН, Управления ООН по наркотикам и преступности, координаторы проектов ОБСЕ.

Намечено дальнейшее развитие системы непрерывного образования по правам человека и гендерным вопросам, внедрение современных методов формирования уважения к закону в обществе. Внедряются учебные курсы «Права человека», «Права женщин», «Права ребенка» в высших образовательных учреждениях и учебных центрах переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе судей и сотрудников правоохранительных органов.

В реализации четвертого этапа Всемирной программы образования в области прав человека важное значение имел Самаркандский форум по правам человека «Молодежь-2020: глобальная 

солидарность, устойчивое развитие и права человека», успешно проведенный в августе 2020 года под эгидой ООН.

При Национальном центре Республики Узбекистан по правам человека образован Научный совет по специальности «Права человека», утверждены программа квалификационного экзамена и состав экзаменационной комиссии по этой специальности. Для подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также развития фундаментальных исследований в области прав человека при центре открыт также институт послевузовского образования по специальностям «Теория и история государства и права.

История правовых учений», «Международное право» и «Права человека».

Расширяются фундаментальные и инновационные исследования в этой области, повышается эффективность научных исследований и разработок научно-исследовательских учреждений в области прав человека, обеспечивается их интеграция с международными исследованиями, широкое внедрение в практику полученных результатов.

7 июня 2021 года принято распоряжение Президента Республики Узбекистан, которым образована Национальная комиссия по реализации четвертого этапа Всемирной программы образования в области прав человека в нашей стране.

В ней предусмотрена разработка Национальной программы образования в области прав человека с учетом норм международных договоров и стандартов, рекомендаций правозащитных структур ООН, а также исторических, национальных и культурных ценностей узбекского общества.

Образование в области прав человека продвигает ценности, убеждения и позиции, которые побуждают всех людей поддерживать свои права и права других. Оно развивает понимание общей ответственности каждого за воплощение в жизнь прав человека в любом сообществе.

 

Эркин Эрназаров
Главный редактор журнала "Демократизация и права человека"

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech