Форум общественных советов при органах государственной власти впервые прошел в Узбекистане

В Узбекистане работу государственных органов с населением контролируют общественные советы. Они организованы при госструктурах в соответствии с постановлением Президента от 4 июля 2018 года. Это способствует формированию своеобразного «моста» между народом и властью.

Какие шаги необходимо предпринять для дальнейшей активизации деятельности общественных советов? Какие факторы препятствуют их эффективному взаимодействию с органами госуправления? Что привлечет граждан в процесс принятия решений государственного значения и продвижения реформ? Эти и другие актуальные вопросы обсуждены на форуме общественных советов при госорганах. В нем приняли участие более 150 представителей общественных советов по республике, массмедиа, активные граждане, объединившиеся в целях продвижения реформ в Узбекистане, а также зарубежные эксперты.

В стране предпринимаются усилия, чтобы превратить общественные советы в платформу для конструктивного диалога по острым вопросам и насущным проблемам. Одной из основных задач в этой области является расширение возможностей членов общественных советов, оказание им методической и практической помощи, изучение международного опыта, внедрение в их деятельность новых знаний и навыков.

В связи с этим общенациональное движение «Юксалиш» совместно с Ассоциацией развития гражданского общества Казахстана («АРГО») при поддержке Агентства США (USAID) по международному развитию запустило в Узбекистане программу «Партнерство для инноваций». Проект направлен на оказание всесторонней поддержки деятельности ННО и других институтов гражданского общества, включая предоставление грантов, методологических и практических навыков, организацию тренингов и учебных курсов.

На конкурсной основе было отобрано пять пилотных общественных советов. Им оказывается содействие в повышении организационного и институ¬ционального потенциала.
Форум стал открытой площадкой для глубокого анализа и открытого обсуждения развития гражданского общества с учетом задач, определенных Президентом в постановлении. Во время панельных сессий спикеры представили информацию о достигнутых результатах по повышению эффективности деятельности общественных советов. Обсуждены многие инициативы, проанализирована проведенная работа, разработаны планы на перспективу, состоялся обмен опытом.

Слово участникам:

Акмал САИДОВ, руководитель Консультативного совета по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан:
— В стране в последние годы эффективно используются механизмы диалога с народом. Действуют народные приемные и Виртуальная приемная Президента. В них за три года поступило около 2,5 миллиона обращений. 70—80 процентов из них решены. Однако из-за безответственности отдельных должностных лиц граждане не могут получить необходимые для них сведения, информацию. Именно поэтому от общественных советов, созданных при госорганах, требуется быть более активными.
В проводимой программе реформ важно, чтобы каждый гражданин страны жил с чувством сопричастности к развитию страны, в этом ключе необходимо укрепить доверие народа к государству. Если обращения гражданина остаются без рассмотрения по нескольку раз, он просто перестает верить правительству, его деятельности. В таких случаях общественные советы должны стать эффективной платформой диалога населения и государства.

Рустам КАМИЛОВ, директор Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества:
— НИМФОГО провел мониторинг хода формирования общественных советов в около 40 государственных органах. Итоги показали, что на практике допущены недостатки в деле исполнения обозначенных в постановлении главы государства задач, в том числе и по налаживанию эффективного взаимодействия населения с органами госвласти. В частности, в некоторых организациях процесс создания общественных советов находится на начальном этапе, в других — нет практических результатов. В отдельных госорганах общественные советы проводят намеченные в планах мероприятия ради галочки, а то и вовсе нет. Большинство занимается лишь организационно-просветительской работой. Это во многом связано с низким кадровым потенциалом, отсутствием источников финансирования, правовых механизмов взаимодействия с госсектором.
Для устранения этих недостатков необходимо оказать методическую помощь общественным советам, повысить знания их членов, регулярно размещать на веб-сайтах информацию и материалы. В целях поддержки инновационных идей и разработок, направленных на социально-экономическое развитие территорий, общественные советы будут предоставлять предложения по формированию соцзаказов госорганам. Думаю, подобные меры позволят оживить работу общественных советов.

Джамиля АСАНОВА, директор Ассоциации развития гражданского общества Казахстана (АРГО):
— Ассоциация является партнером общественного движения «Юксалиш» в рамках реализации программы «Партнерство для инноваций» в странах Центральной Азии. В этом году начали работать в нескольких направлениях. Одно из них — развитие потенциала и модели общественных советов в Узбекистане. Сделаны первые шаги. Это поездка по регионам, где изучены процесс становления общественных советов, их потребности. В планах проведение обучения членов советов, стажировка в США для изучения опыта. В свою очередь у Узбекистана также накоплен опыт по развитию граждан¬ского общества, присутствуют механизмы диалога госструктур
с народом. Страны Центральной Азии должны учиться друг у друга в данном направлении, что поможет развивать демо¬кратию в наших странах. И региональное сотрудничество в этом направлении будет становиться только крепче.

Толонбек АБДЫРОВ, председатель Координационного совета общественных советов государственных органов Республики Кыргызстан:
— В Кыргызстане шаги по созданию общественных советов при госорганах начались с 2010 года. Благодаря настойчивости активных граждан республики в 2014 году через парламент был принят отдельный закон об общественных советах. В нем прописаны основы их деятельности, цели, права и обязанности, порядок отбора их членов. Впервые в законе был определен статус координационного совета, так как общественных советов много, а разрозненность мешает работе. Вот уже на протяжении пяти лет мы пытаемся улучшить работу координационного совета. По итогам года проводим конференцию с участием аппарата Президента, правительства, парламента, министерств и ведомств, где идет серьезный диалог по волнующим население проблемам.

Для чего созданы общественные советы? История показывает, что в Кыргызстане раньше все время была нестабильность, люди не были удовлетворены деятельностью госорганов, много было недопонимания между гражданами и властью. Люди выходили на митинги. С созданием общественных советов вопросы решаются не на улице, а дипломатичным путем в кабинетах министерств и ведомств. Важно, что в законе прописаны четыре цели. Это и мониторинг деятельности госорганов, особенно финансовой, коррупционной, оказание качественных услуг, содействие в выдвижении общественно значимых вопросов.

Общественные советы серьезно взялись за реализацию этих задач. За эти годы сформировался экспертный потенциал общественных советов, где присутствуют бывшие депутаты, министры, ученые. Они выступают с активной гражданской позицией. Общественные советы — это не контрольно-ревизионный орган, а консультативно-наблюдательный. Наши наработки, предложения и рекомендации некоторые госорганы принимают, а некоторые — нет. В этой связи мы постоянно работаем в данном направлении.

Узбекистан стоит на пороге данного процесса. В стране много активных граждан, которые неравнодушны к судьбе страны и хотят внести свой вклад в ее развитие. Необходимо понимать, что развитие ради людей невозможно без участия самих людей. Думаю, что общественные советы сыграют важную роль в этом деле.

Источник: “Народное слово”

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech