Выполнение международных обязательств Республики Узбекистан по реализации Конвенции ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации

Равенство перед законом и равноправие представляет собой основополагающие международные принципы в области прав человека. Уважение прав человека, принципы равенства и свободы от дискриминации заложены во Всеобщей декларации прав человека и основных международных договорах в области прав человека.

Проблема расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости являются актуальными на протяжении многих столетий. Они являются причиной множества межэтнических, межнациональных войн, а в некоторых случаях может привести к трагедии международного характера.

В этой связи, борьба против расизма является одним из приоритетных задач международного сообщества, занимая центральное место в деятельности Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека и Комитета по ликвидации расовой дискриминации.

Однако, несмотря на усилия, предпринимаемые на международном и национальном уровнях, многое предстоит еще сделать для полного обеспечения всех прав человека и основных прав для всех. Расизм и расовая дискриминация проявляются ежедневно де-юре и де-факто как непосредственно, так и косвенно, сдерживая прогресс и препятствуя осуществлению прав миллионов людей.

Легальное определение расовой дискриминации на международном уровне содержится в международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (21.12.1965 г.), где указано, что выражение «дискриминации» охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни.

Расизм - это идеология, в основе которой лежит представление, что человеческий род неравноценен как физически, так и умственно. А что касается дискриминации, это предвзятое отношение и лишение прав представителей определенной группы людей по причине их принадлежности к этой самой группе.

Исходя из двух изложенных выше определений, предлагается определить расовую дискриминацию как «…предвзятое отношение и лишение прав представителей той или иной расы или этнической группы».

Не зря расизм и расовая дискриминация оцениваются как преступления против человечества, эти опасные явления могут привести к расколу общества и государства. С проявлениями расизма и расовой дискриминации нужно бороться. Защита прав человека, в частности от расовой дискриминации, является одной из задач международного сообщества для поддержания международного мира и безопасности.

Запрещение расовой дискриминации содержится во всех основных международных документах по правам человека, которые излагают обязанности государств и ставят перед ними задачу ликвидации дискриминации в общественной и частной жизни.

Одним из первых международных актов, обратившихся к вопросу защиты граждан от расовой дискриминации, является Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948 г.). Согласно статье 1 Декларации, все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Статья 2 устанавливает, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Всеобщей декларацией провозглашены основополагающие права и свободы, прямо содержащие запрет дискриминации: равенство перед законом и право без всякого различия на равную защиту закона, право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации (ст.7).

В 2001 году на Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимостью была принята самая авторитетная и всеобъемлющая программа борьбы с этими негативными явлениями: Дурбанская декларация и Программа действий.

В данном документе раскрываются: источники, причины, формы и современные проявления расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости; меры по их предупреждению, просвещению и защите, направленные на их искоренение на национальном, региональном и международном уровнях; стратегии достижения полного и эффективного равенства, включая международное сотрудничество и укрепление механизмов ООН и других международных механизмов по борьбе с данными негативными проявлениями.

Республика Узбекистан, выразив свою приверженность борьбе с расовой дискриминацией, постановлением Олий Мажлиса от 31.08.1995 года присоединилась к данной Конвенции и полноценно выполняет все обязательства, предусмотренные данным документом.

Начиная с 1970 года был создан Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, который функционирует в качестве договорного органа ООН, которому государства-члены Конвенции раз в четыре года должны представить доклад о реализации положений Конвенции, ее отражении в своем национальном законодательстве. Раз в два года они должны представлять краткий отчет о новых данных о ситуации по стране. 28 сентября 1995 года Республика Узбекистан присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и направила в вышеуказанный Комитет более десяти национальных докладов о ее выполнении.

3-4 декабря 2019 года в Швейцарии (г. Женева) в рамках 100-й сессии Комитета по ликвидации расовой дискриминации, с участием делегации нашей страны во главе с директором Национального центра Республики Узбекистан по правам человека Акмалем Саидовым был рассмотрен Десятый - Двенадцатый периодические доклады Узбекистана о выполнении положений Конвенции по итогам которого Комитетом ООН по ликвидации расовой дискриминации были приняты заключительные замечании и рекомендации, направленные на дальнейшее продвижение Конвенции в стране.

15 октября 2020 года принято Совместное постановление Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан “О Национальном плане действий по выполнению Заключительных замечаний и рекомендаций Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации по итогам рассмотрения Десятого – Двенадцатого периодических докладов Республики Узбекистан по выполнению положений Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации на 2020 - 2022 годы”, разработка которого осуществлялась Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека при участии государственных органов и ННО.

Палатами парламента был утвержден Национальный план действий по заключительным замечаниям и рекомендациям Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, создана Комиссия по мониторингу (НПД) его реализаций, определен ряд важных задач министерств и ведомств, по сбору статистики о реализации норм Конвенции, разработке комплекса мер на 2020-2025 годы по обеспечению прав и социальной поддержки этнических групп люли/рома, изучению целесообразности присоединения Республики Узбекистан к Конвенции 1954 года о статусе апатридов и Конвенции 1961 года о сокращении безгражданства и другие. Всего в НПД закреплено более 20 мероприятий направленных на совершенствование государственной политики в области межнациональных отношений.

В Республике Узбекистан сформировано законодательство, запрещающее дискриминацию. В частности, Конституцией гарантированы одинаковые права, свободы и равенство граждан перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения (ст.18).

Данные элементы конституционной нормы отражены также в Трудовом кодексе (статья 6), Законах «О принципах и гарантиях свободы информации» (статья 8), «Об образовании» (статья 4), «О гражданстве Республики Узбекистан» (статья 4), «Об охране здоровья граждан» (статья 13), «О судах» (статья 6) и др.

Правовая система Узбекистана содержит серьезные меры ответственности за нарушение равноправия граждан. Так, установлена уголовная ответственность за нарушения равноправия граждан (ст. 141), геноцид (ст.153) и возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 156) Уголовного кодекса Узбекистана.

В Республике Узбекистан принят ряд мер по борьбе против расовой дискриминации на национальном уровне. В частности, предупреждение дискриминации во всех ее формах и по всем ее признакам на уровне государственной политики осуществляется в: запрещении организации политических партий по расовому и национальному признаку (ст.57 Конституции), запрещении создании общественных объединений, деятельность которых направлена на пропаганду расовой и религиозной розни (ст.3 Закона «Об общественных объединениях»); запрете использования религии в целях возбуждения вражды, ненависти, межнациональной розни (ст.5 Закона «О свободе совести и религиозных организациях»); недопущении использования СМИ с целью пропаганды национальной, расовой и религиозной вражды (ст.6 Закон «О средствах массовой информации»); обеспечении права каждого свободно и беспрепятственно искать, получать, исследовать, передавать и распространять информацию (Закон «О принципах и гарантиях свободы информации»); запрещении препятствий осуществлению права граждан на свободный выбор языка в общении, воспитании и обучении (ст.24 Закона «О государственном языке»); поощрении равенства мужчин и женщин в политической и общественной жизни.

Указом Президента Республики Узбекистан от 15.11.2019 года
«Об утверждении Концепции государственной политики Республики Узбекистан в сфере межнациональных отношений» утверждена Концепция государственной политики Республики Узбекистан в сфере межнациональных отношений, создана Комиссия по обеспечению реализации Концепции в состав которой также включены представители институтов гражданского общества.

В настоящее время в Узбекистане функционирует около 138 национальных культурных центров и ассоциаций. Создание и деятельность культурных центров малочисленных народов Узбекистана способствует процессу активизации различных социальных слоев национальных меньшинств республики и усилению тенденции движения за сохранение этнокультурных традиций и самобытности. Национальные культурные центры, деятельность которых координирует Республиканский интернациональный культурный центр, играют положительную роль в деле вовлечения национальных и этнических групп в политическое, хозяйственное и культурное переустройство жизни многонационального общества Узбекистана.

Культурные центры поддерживают широкую связь со своей этнической родиной путем тесных контактов с различными творческими союзами и культурно-просветительскими организациями, министерствами культуры, высшими учебными заведениями, парламентами и деловыми кругами.

В 2020 году Республика Узбекистан сделала важный шаг в направлении борьбы с расовой дискриминацией: совместным Постановлением кенгашей Олий Мажлиса и Сената Республики Узбекистан принят Национальный план действий по выполнению Заключительных замечаний и рекомендаций Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации по итогам рассмотрения десятого-двенадцатого периодических докладов Республики Узбекистан по выполнению положений Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации на 2020-2022 годы.

Главная цель Национального плана действий по борьбе против расовой дискриминации заключается в том, чтобы более эффективно поощрять и защищать права граждан от расовой дискриминации, и содействовать взаимопониманию между различными группами населения, проживающими в нашей стране.

Национальный план действий по КЛРД за 2020-2022 год состоит из 36 мероприятий из которых 7 мероприятий на постоянном мониторинге, ответственными за реализации НПД 35 министерств и ведомств.

Национальный план действий предусматривает реализацию мероприятий, включающих:

Вопросы ратификации международных договоров, совершенствование и проведение в соответствии с международными стандартами законодательства, сбор информации статистической отчётности, проведение мониторингов по правам человека, информационно-просветительская и образовательная деятельность по вопросам недискриминации, развитие сотрудничества с институтами гражданского общества. 

В рамках исполнения НПД в 2020 году был разработан проект Закона Республики Узбекистан «Об официальной статистике» с учетом норм Конвенции, был проведен мониторинг Закона Республики Узбекистан «Об образовании» на всех этапах образования по формированию системы образования и воспитания на родном языке для этнических групп; проведен мониторинг состояния исполнения Закона Республики Узбекистан «О дошкольном образовании и воспитании».

В рамках исполнения НПД в 2021 году Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека был переведен на узбекский язык Заключительные замечаний и рекомендаций, Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека и Министерством юстиции Республики Узбекистан разработан проект закона  «О равенстве и недопущении дискриминации», также Национальным Центром Республики Узбекистан по правам человека была   подготовлена брошюра по тексту Дурбанской декларации и Плана действий, которая в настоящее время находится в процессе публикации, а также был изучен зарубежный опыт по выполнению Дурбанской декларации и Программы действий.

Узбекистан также является участником и реализует положения международных документов, направленных на запрещение дискриминации таких как: Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенции о дискриминации в области труда и занятости, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений.

В целом, в Узбекистане выстраивается четкая система решения существующих проблем, ограничивающих обеспечение прав и свобод человека, установленных Конституцией Республики Узбекистан. Одним из приоритетных направлений государственной политики является своевременная реализация национальных планов действий, по итогам рассмотрения национальных докладов Узбекистане по правам человека с учетом зарубежного опыта.

Сардор Мадалиев, ведущий специалист Национального центра Республики Узбекистан по правам человека

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech