Современный конституционализм: национальный и зарубежный опыт

14 декабря 2021 г. состоится международная конференция «Современный конституционализм: национальный и зарубежный опыт». Мероприятие организовано Национальным центром по правам человека, Центром устойчивого развития и Институтом государства и права при поддержке Делегации Европейского Союза в Республике Узбекистан.

Как известно, в ходе выборов Президента Узбекистана в октябре т.г. на встречах всех кандидатов представителями электората было выдвинуто одно важное предложение, востребованное самой жизнью и продиктованное логикой демократических преобразований в нашей стране. Это – проведение конституционной реформы. В этой связи Президентом Узбекистана Ш.М.Мирзиёевым было предложено сенаторами и депутатами, широкой общественностью, посоветовавшись с народом, изучив мировой опыт конституционного строительства, тщательно продумать вопрос о совершенствовании Основного закона, определяющего нынешнее и будущее развитие страны.

В этой связи стоит отметить, что Конституция служит прочным правовым фундаментом всех успехов и достижений в годы независимости. С учетом самого времени, в котором мы живем, требований народа и потребностей осуществляемых реформ, она постоянно совершенствуется. Ибо любые демократические реформы будут невозвратимыми, стабильными и эффективными только в том случае, если они будут опираться на прочную конституционную и правовую основу.

Так, в двадцать одну статью нашей Конституции в рамках Стратегии действий девять раз внесены тридцать две поправок и дополнений. Обощая предложения электората, Президент определил девять направлений дальнейшего совершенствования Основного закона нашей страны.

Участники предстоящего международного Форума подробно обменятся мнениями по этим вопросам.

Прежде всего, необходимо отметить, что за последние годы в Узбекистане осуществляются коренные взаимосвязанные и взаимообусловленные демократические политические, экономические и социальные и правовые реформы, направленные на построение Нового Узбекистана, формирование свободного и справедливого гражданского общества. Отмечается кардинальное изменение государственного и конституционного устройства, политико-правовой, социально-экономической, культурно-духовной сферы жизни общества.

Вместе с тем, эпоха глобализации, цифровизации, изменения климата и стремительно меняющаяся жизнь ставят все новые безотлагательные, чрезвычайно важные и актуальные задачи по дальнейшей модернизации страны, укреплению мира, стабильности и национальной независимости.

В этой связи в Стратегии развития Нового Узбекистана поставлены еще более серьезные задачи. Предусматривается принятие более 50 кодексов, законов, стратегий, концепций и программ, выдвинуты свыше 100 других инициатив по семи направлениям модернизации страны. Стратегия ориентирует систему законодательства, правопонимания и правоприменения, политико-правовое сознание общества на общечеловеческие ценности и принципы устойчивого развития.

Как показывает мировая практика, ключевое значение в проведении реформ имеет именно развитие конституционно-правовых основ модернизации общества и государства. В мире практически не осталось конституций в первоначальной редакции. Только в XXI веке около 90 стран мира успешно осуществили конституционные реформы, 57 - приняли новые конституции. Причем в число десяти стран, наиболее часто принимавших дополнения и изменения к конституции, входят Мексика, Новая Зеландия, Бразилия, Швейцария, Австрия, Израиль, Чили, Колумбия Грузия и Индия.

При этом конституционные изменения во всех странах объединяет то, что они выступают ответом на внешние и внутренние вызовы для государства. Более современные конституции охватывают больше тем, включая в себя новые повестки, которые не были актуальны столетие назад, такие как экология, гендерное равенство, защита прав, свобод и законных интересов человека, особенно лиц с инвалидностью, подрастающего поколения, а также формирование информационного общества, безопасность цифровых данных, научно-технологическое и инновационное развитие, внедрение элементов прямой электронной демократии и народной законодательной инициативы и т.д.

Конституционная реформа является необходимой юридической предпосылкой нынешнего и будущего успешного и устойчивого развития. В частности, она может стать жизненно важным инструментом содействия «лучшему управлению» путем изменения конституционных «правил», способствующих укреплению системы сдержек и противовесов между ветвями власти, большей подотчетности, прозрачности, участию и предсказуемости. Изменения, направленные на повышение качества и эффективности управления способствуют стабильности политической системы, что в свою очередь идет на пользу экономике, созданию стабильных условий для инвестиций и развития.

Внедрение в жизнь в Узбекистане положений Стратегии развития выводит демократические реформы на новый качественный уровень. В первую очередь это касается полного воплощения в жизнь приоритетного принципа «Во имя чести и достоинства человека». При этом «достоинство человека» – это обеспечение мирной и безопасной жизни, фундаментальных прав и свобод граждан, создание достойных условий жизни и современной инфраструктуры, квалифицированное медицинское обслуживание, качественное образование, социальная защита и здоровая экологическая среда для каждого жителя страны.

Это достигается, прежде всего, путем реализации идеи «Новый Узбекистан – народное и гуманное государство» и принципа «человек – общество – государство», четкого распределения полномочий между Президентом, Парламентом и Правительством, формирования должного баланса в системе разделения властей, укрепления сдержек и противовесов, развития свободного и справедливого гражданского общества, нахождения своего достойного места в современном международном сообществе.

Формирование и развитие гражданских институтов, парламентаризма, многопартийной системы является олицетворением подлинного народовластия. В Стратегии развития запланированы комплексные меры по дальнейшему повышению роли и ответственности местных органов управления в решении проблем на местах, передаче большей части функций государства будет передана из центра в регионы.

В частности, в центре внимания будут повышение роли местных Кенгашей в развитии регионов, создание необходимых условий для эффективной деятельности институтов гражданского общества. Если учесть, что только в 2021 году местными Кенгашами положительно решено более 29 тысяч проблем граждан, то укрепление конституционно-правовых основ их деятельности приведет к еще большей реализации идеи «народолюбивого государства».

Институт самоуправления составляет одну из основ, столпов любого конституционного строя и гражданского общества, семья – важнейшая ячейка общества. В данном плане дальнейшее укрепление конституционных основ институтов самоуправления и семьи, имеет важное значение для развития человека, общества и государства, духовной и социальной сфер, достижения Целей устойчивого развития, повышения благосостояния граждан.

В Стратегии развития особое внимание уделяется вопросам закрепления конституционной нормы о реализации принципа «Новый Узбекистан – социальное государство».

При этом мировой опыт свидетельствует, что «социальное государство» не сводится к «социальному обеспечению» и требует значительно более широкого толкования, включая минимизацию социальных контрастов (имущественное неравенство, доступ к публичным благам – образованию, здравоохранению) и конфликтов (между трудом и капиталом, другие).

Социальным государство становится лишь тогда, когда проблема воспроизводства человека как субъекта общественных отношений является приоритетной задачей государства и его институтов, создана и действует нормативная база для защиты социальных потребностей личности, а в решении социальных проблем задействована вся политико-экономическая система общества. Государство обязано заботиться о своих гражданах. В этом суть социального государства. Государству, как институту власти, регулирующему систему общественных отношений, изначально присуще проведение социальной политики, сутью которой является социальная забота о своих подданных. Когда эта функция приобретает качество обязанности, государство становится социальным.

Социальное государство – это государство, которое гарантирует своим гражданам определенный минимум благосостояния, в условиях жесткой рыночной экономики, различных пандемий и эпидемий. Это – определенная форма организации общественного устройства, целью которого становится человек как личность, высоко развиты социально-экономические и политические отношения, что обеспечивает правовую гарантию прав и свобод граждан и совершенствование государственного строительства. То есть государство признает свою ответственность перед гражданами за предоставленные им социальные гарантии, в т.ч. в условиях пандемии.

В мировой политико-правовой мысли идея социального государства находит выражение в двух основных концепциях - «государство всеобщего благосостояния и благоденствия» (Великобритания) и «социальное правовое государство» (закреплено в Основном законе Германии в 1949 г.). Позже оно вошло в Конституцию Франции 1958 г. Конституционное право Франции также закрепляет социальное государство, например в ст. 1 Конституции Французской Республики говорится о том, что «Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой…». Теперь эти термины присутствует во многих конституциях Европы Азии, Африки, Латинской Америки. В большинстве из них, однако, есть только термин «социальное государство», его содержание и цели в таких статьях не раскрываются, хотя о некоторых мерах социального государства говорится в последующих статьях.

В отличие от многих стран, где в Основных законах присутствует лишь словосочетание «социальное государство», в Конституции РФ его содержание определено: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». С одной стороны, такое определение дается через целеполагание (цель политики), а с другой – в нем указаны базовые основы социального государства: достойная жизнь и свободное развитие человека.

В данном плане в ходе конституционных реформ особое внимание уделяется обеспечению устойчивого развития общества и государства в том числе на основе принципов «солидаризма», императив правового, социального государства, реализации справедливой социальной политики, развития человеческого капитала.

Отметим также, что справедливое гражданское общество – это сообщество свободных индивидов, где имеется сильный средний класс собственников, где созданы необходимые материальные и прочие условия для всемерного развития человека, воспитания граждан как свободных, культурных, социально активных и ответственных перед законом членов общества. В этом смысле приоритетное внимание в ходе конституционных реформ уделяется вопросам:

во-первых, реализации принципов неприкосновенности и защиты частной собственности, в том числе на землю и полезные ископаемые, как важнейших и необходимых условий обеспечения благосостояния населения, развития национальной экономики и экономических прав человека. Исходя из приоритета частной собственности особое внимание уделяется развитию конституционно-правовых основ и созданию условий, при которых станет невозможным нарушение прав лиц, приобретающих собственность, доверяя сведениям государственных ведомств;

во-вторых, создания такой системы, при которой суд, восстанавливая права граждан и предпринимателей, стоит на защите частной собственности, обязывает исполнительные органы действовать в рамках закона, что способствует развитию общества, в первую очередь его экономическому прогрессу. Так, судебная система имеет важное значение в защите прав человека. Только в 2021 году в Узбекистане восстановлены права более 6,5 тысячи граждан и предпринимателей;

в-третьих, касательно зарубежного опыта подчеркнуто, что главными аспектами конституционно-правового содержания частной собственности, выступают признание большинством конституций права частной собственности в качестве одного из конституционных прав человека. Конституционный уровень права частной собственности объясняется тем, что оно важно не только само по себе как источник материального благосостояния и стабильности жизни человека и его семьи, но и служит основой для реализации многих других конституционных прав и свобод гражданина: на достоинство (достойный уровень жизни), на свободное занятие предпринимательской деятельностью, на жилище, на охрану здоровья, на образование, на культурное развитие, на свободу передвижения и др. При этом с учетом особой значимости права частной собственности зачастую в современных конституциях помимо фиксации самого права указываются объекты, субъекты права частной собственности, пределы его осуществления и возможности его ограничений, его гарантии и способы защиты;

в-четвертых, закрепление конституциями различных стран не только субъективного права частной собственности, но и важнейших характеристик частной собственности как института объективного права, прежде всего - ее соотношения с иными формами собственности, социальный характер частной собственности. Конституционная институционализация частной собственности обусловлена ее огромной ролью как чрезвычайно важного фактора общественной значимости, в частности для установления баланса конституционных ценностей правового и демократического государства, с одной стороны, и социального государства - с другой.

При этом к числу важнейших современных тенденций развития права частной собственности и его конституционно-правового регулирования следует отнести:

  • усиление социальной функции частной собственности;
  • ослабление конституционно-правовых гарантий частной собственности;
  • ослабление индивидуальной частной собственности и рост корпоративной частной собственности, оказывающей огромное влияние на общество и государственную власть;
  • расширение круга объектов конституционного права частной собственности, в том числе закрепление на конституционном уровне информации как объекта права частной собственности;
  • сочетание интеграции и дифференциации конституционно-правового регулирования частной собственности.

Так, первым в истории документом конституционного значения, закрепляющим гарантии частной собственности, является французская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г. В ней частная собственность представлена естественным и неотъемлемым, священным и неприкосновенным правом. Вопросам собственности в Декларации посвящается раздел «права человека и гражданина», ст. 2 которого гласит: «целью всякого политического объединения является сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».

Частная собственность и право на нее признается высшей ценностью наравне со свободой и безопасностью и является неотчуждаемым правом человека. При этом «так как собственность является неприкосновенным и священным правом, то никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливости и предварительного возмещения» (ст. 17).

Данная Декларация вошла в Преамбулу конституций Франции 1946 г. и 1958 г. Однако, частная собственность во Франции имеет как-бы дуальный смысл, так с одной стороны она является конституционным понятием и неприкосновенна так же, как и любая другая форма собственности, а с другой стороны общественная собственность имеет приоритет над частной.

В правовых актах Франции наблюдается несколько неоднозначное отношение к неприкосновенности частной собственности, которой противопоставляется идея социального государства. В Конституции «Франция является... социальной Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем гражданам». Социальное государство, руководствуясь своим трактованием пределов частной собственности, берет на себя обязательство перед обществом – обеспечить равенство. В этом плане важно более подробное изучение французского и другого зарубежного опыта в этой сфере.    

В настоящее время многие развитые государства, учитывая глобальные климатические изменения, вводят в свои конституции специальные экологические разделы. В этом плане представляет интерес опыт Франции, России и других европейских страны в сфере принятия экологических хартий в качестве составных частей Конституции. 

В частности, в Основных законах закрепляются общепризнанные принципы экологического права, которые должны соответствовать потребностям взаимодействия общества и природы. Это:

  • объективная обусловленность (правовой принцип только тогда можно признать верным, когда он соответствует природе, истории и обществу);
  • историческая обусловленность (с изменением государственной политики и государственного строя меняются принципы правового регулирования. Если ранее земля и природные объекты находились в исключительной собственности государства, то в последующем они могут находиться в частной собственности граждан, т.е. принцип исключительной государственной монополии на природные объекты будет изменен);
  • системность (классификация всех принципов экологического права на общеправовые (конституционные) принципы, принципы общей части и принципы особенной части экологического права).

В заключение отметим, что важнейшей характерной особенностью современного исторического этапа развития человеческой цивилизации выступает формирование «цифрового» и информационного общества. Информация и знания становятся стратегическими факторами развития, трансформации государственных структур в более экономичные и эффективные структуры власти.

При этом в целях обеспечения конкурентоспособности Узбекистана в условиях, когда многие страны входят в четвертую промышленную революцию, а также развития институтов информационного общества, необходимо рассмотреть вопрос об укреплении конституционно-правовых основ усиления государственной поддержки использования информационных технологий и «институтов цифрового конституционализма».

 

А.Х.Саидов,

директор Национального центра

Республики Узбекистан по правам человека, академик

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech